Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / Сост. В. С. Воробьев. — М.:Медицина, 1988. — 304 с: ил. ISBN 5-225-00184—X

В начало   <<<     Страница 293   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304 


держания для своего будущего. Необходимо, конечно, чтобы
учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на
человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях
злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще
один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся
в пользу преподавания гигиены (включая сюда и
элементарные сведения из анатомии и физиологии) в
учительских семинариях. Такая мера лучше всего обеспечила бы
широкое распространение гигиенических понятий в народных
массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым
естественным путем — через школу, через молодое, восприимчивое ко
всему хорошему поколение.
Помимо личного влияния учителя, школа могла бы
пользоваться для ознакомления детей с вредными свойствами
алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков
внесением в учебники соответствующего
материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в
этом отношении учебники, употребительные в начальных школах
этого города, нашел там лишь краткие и общие указания на вред
пьянства и на необходимость пользоваться спиртными напитками
умеренно и, кроме того, некоторые поговорки вроде: «Вода и хлеб
делают красные щеки», «В вине утопает больше людей, чем в
воде», «Вино не дурак, но оно делает дураков» и проч[ее]. Этого,
конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой
форме ясно проводилась мысль об опасности, угрожающей детям
даже от умеренного потребления алкоголя, и о той пользе,
которую им принесет полное воздержание от него. Необходимо
показать учащимся, что они напрасно стали бы ожидать от алкоголя
укрепление своих сил, что можно быть веселым и без всяких
спиртных напитков, что искусственное возбуждение, вызываемое
вином и проч[ее], не следует смешивать с естественным детским
весельем, и что первое не только лишне, но может даже иметь
весьма печальные последствия. Прекрасной иллюстрацией к
этому учению могут служить школьные прогулки, во время которых
детей вместо вина и пива угощают чаем, кофе, лимонадом и т. п.
невинными напитками. К сожалению, как показывает опыт, сами
родители учащихся нередко относятся к таким попыткам школы
отучать детей от алкоголя если не враждебно, то по крайней мере
иронически или скептически — новое доказательство важности
распространения правильных понятий о влиянии алкоголя на
детей среди отцов и матерей.
Весьма важным элементом в борьбе с алкоголизмом у детей
представляется самовоспитание молодежи.
Англия, которая вообще отличается энергической самодеятельностью
различных общественных групп, не исключая молодежи, взяла на себя
инициативу и в этом деле. В этой стране впервые образовались детские
общества трезвости, требующие от своих членов абсолютного
воздержания от спиртных напитков. Во всех городах Англии существуют местные
общества этого рода, которые соединены в один центральный союз (United
293

Kingdom Band of Hope Union). К последнему уже в 1891 году принадлежало
17 449 детских обществ трезвости с слишком 2 миллионами членов.
Союз издает много брошюр и книг по вопросу об алкоголизме, а равно
и назначенные для молодежи журналы; он назначает премии, организует
публичные лекции и чтения с демонстрациями при помощи волшебного
фонаря. Бельгия примкнула к этому движению и там в начале 90-х годов были
организованы первые общества трезвости среди учащихся, в 1893 г. в
Бельгии существовало 1281 подобное общество с 23 062 членами. Молодые
бельгийцы дают следующий зарок: «Даю честное слово, что до 20-летнего
возраста водки и т[ому] под[обных] крепких напитков вовсе не буду пить, а вино
и пиво буду пить лишь умеренно». Два специальных журнала выходят для
молодых представителей трезвости («De Morgenster» и «L'Etoile du Matin»);
оба журнала были основаны и издаются г. Robyns, инспектором народных
школ Лимбургской провинции.
Голландские учителя являются принципиальными противниками
существующих в Англии и Бельгии обществ трезвости среди учащихся. Они
защищают ту мысль, что влияние учителя и личный пример его — если он
сам не употребляет спиртных напитков — должны в достаточной мере
предохранять детей от алкоголизма. Поэтому в Амстердаме сами учителя
в 1892 г. основали общество трезвости между собой;
примеру Амстердама последовали и многие другие голландские города
(Гронинген, Гельдерн, Гарлем, Роттердам и др.). Цель этого союза
следующая: 1) содействовать распространению мысли о необходимости для
учительского персонала абсолютного или относительного воздержания; 2)
привлечь учительский персонал к изучению вопроса об алкоголизме; 3)
отыскать лучшие педагогические приемы для борьбы с этим злом, с тем, чтобы
затем ввести их в учебные заведения.
В новейшее время общества трезвости образовались среди учащихся
во многих средних учебных заведениях Швейцарии. Организован
центральный союз гимназистов под названием «Гельвеция». Союз этот имеет секции
в Цюрихе («Fortschritt»), С. Галлене («Humanitas»), Базеле («Patria»), Вин-
тертуре («Humanitas» и «Industria»); впоследствии секции образовались ив
гимназиях Берна, Золотурна и др. Союз обязывает своих членов к
полному и абсолютному воздержанию от всех спиртных
напитков; впрочем, воздержание не есть единственная и
исключительная цель союза, а является лишь средством для достижения более общей
и возвышенной цели — распространения идеальных
стремлений среди учащихся. Приведем несколько параграфов из устава
Цюрихской секции союза («Fortschritt»), утвержденного начальством
гимназии. «§ 1. Цюрихское общество гимназистов «Fortschritt» имеет целью
взаимное развитие его членов и установление дружеских отношений между
ними. § 2. Для достижения этой цели и для того, чтобы поддерживать
общественное движение против алкоголя, члены обязуются соблюдать
абсолютное воздержание от спиртных напитков. § 6. Член общества, не
соблюдающий абсолютного воздержания, тем самым выбывает из общества... § 8.
Выбывший из общества член может быть принят вновь только после
двухмесячного полного воздержания от спиртных напитков. § 12. Предметы
заседаний общества распадаются на: I — научные рефераты с прениями и
чтения; II — дружескую беседу с исполнением музыкальных,
драматических и юмористических произведений». По отдельным гимназиям эти
общества трезвости пока еще не особенно многочисленны. Они сильно страдают
от конкуренции других, существующих в тех же гимназиях, обществ,
уставом которых потребление спиртных напитков не воспрещается и которые
в этом отношении даже переняли некоторые традиционные привычки
студенческих корпораций. Многие гимназисты не примыкают к обществам
трезвости не потому, чтобы они не сочувствовали стремлениям своих товарищей,
а потому только, что не желают или боятся взять на себя строгое
обязательство* абсолютного воздержания. Прибавим еще, что в Женеве с некоторых
пор существует много отдельных групп воздерживающихся от спиртных
напитков детей; в начале 1893 г. все эти группы основали общий союз под
названием «Espoir», обнимающий около 30 секций и приблизительно 800
детей.
294


Hosted by uCoz