держания для своего будущего. Необходимо, конечно, чтобы учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся в пользу преподавания гигиены (включая сюда и элементарные сведения из анатомии и физиологии) в учительских семинариях. Такая мера лучше всего обеспечила бы широкое распространение гигиенических понятий в народных массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым естественным путем — через школу, через молодое, восприимчивое ко всему хорошему поколение. Помимо личного влияния учителя, школа могла бы пользоваться для ознакомления детей с вредными свойствами алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков внесением в учебники соответствующего материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в этом отношении учебники, употребительные в начальных школах этого города, нашел там лишь краткие и общие указания на вред пьянства и на необходимость пользоваться спиртными напитками умеренно и, кроме того, некоторые поговорки вроде: «Вода и хлеб делают красные щеки», «В вине утопает больше людей, чем в воде», «Вино не дурак, но оно делает дураков» и проч[ее]. Этого, конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой форме ясно проводилась мысль об опасности, угрожающей детям даже от умеренного потребления алкоголя, и о той пользе, которую им принесет полное воздержание от него. Необходимо показать учащимся, что они напрасно стали бы ожидать от алкоголя укрепление своих сил, что можно быть веселым и без всяких спиртных напитков, что искусственное возбуждение, вызываемое вином и проч[ее], не следует смешивать с естественным детским весельем, и что первое не только лишне, но может даже иметь весьма печальные последствия. Прекрасной иллюстрацией к этому учению могут служить школьные прогулки, во время которых детей вместо вина и пива угощают чаем, кофе, лимонадом и т. п. невинными напитками. К сожалению, как показывает опыт, сами родители учащихся нередко относятся к таким попыткам школы отучать детей от алкоголя если не враждебно, то по крайней мере иронически или скептически — новое доказательство важности распространения правильных понятий о влиянии алкоголя на детей среди отцов и матерей. Весьма важным элементом в борьбе с алкоголизмом у детей представляется самовоспитание молодежи. Англия, которая вообще отличается энергической самодеятельностью различных общественных групп, не исключая молодежи, взяла на себя инициативу и в этом деле. В этой стране впервые образовались детские общества трезвости, требующие от своих членов абсолютного воздержания от спиртных напитков. Во всех городах Англии существуют местные общества этого рода, которые соединены в один центральный союз (United 293 | Kingdom Band of Hope Union). К последнему уже в 1891 году принадлежало 17 449 детских обществ трезвости с слишком 2 миллионами членов. Союз издает много брошюр и книг по вопросу об алкоголизме, а равно и назначенные для молодежи журналы; он назначает премии, организует публичные лекции и чтения с демонстрациями при помощи волшебного фонаря. Бельгия примкнула к этому движению и там в начале 90-х годов были организованы первые общества трезвости среди учащихся, в 1893 г. в Бельгии существовало 1281 подобное общество с 23 062 членами. Молодые бельгийцы дают следующий зарок: «Даю честное слово, что до 20-летнего возраста водки и т[ому] под[обных] крепких напитков вовсе не буду пить, а вино и пиво буду пить лишь умеренно». Два специальных журнала выходят для молодых представителей трезвости («De Morgenster» и «L'Etoile du Matin»); оба журнала были основаны и издаются г. Robyns, инспектором народных школ Лимбургской провинции. Голландские учителя являются принципиальными противниками существующих в Англии и Бельгии обществ трезвости среди учащихся. Они защищают ту мысль, что влияние учителя и личный пример его — если он сам не употребляет спиртных напитков — должны в достаточной мере предохранять детей от алкоголизма. Поэтому в Амстердаме сами учителя в 1892 г. основали общество трезвости между собой; примеру Амстердама последовали и многие другие голландские города (Гронинген, Гельдерн, Гарлем, Роттердам и др.). Цель этого союза следующая: 1) содействовать распространению мысли о необходимости для учительского персонала абсолютного или относительного воздержания; 2) привлечь учительский персонал к изучению вопроса об алкоголизме; 3) отыскать лучшие педагогические приемы для борьбы с этим злом, с тем, чтобы затем ввести их в учебные заведения. В новейшее время общества трезвости образовались среди учащихся во многих средних учебных заведениях Швейцарии. Организован центральный союз гимназистов под названием «Гельвеция». Союз этот имеет секции в Цюрихе («Fortschritt»), С. Галлене («Humanitas»), Базеле («Patria»), Вин- тертуре («Humanitas» и «Industria»); впоследствии секции образовались ив гимназиях Берна, Золотурна и др. Союз обязывает своих членов к полному и абсолютному воздержанию от всех спиртных напитков; впрочем, воздержание не есть единственная и исключительная цель союза, а является лишь средством для достижения более общей и возвышенной цели — распространения идеальных стремлений среди учащихся. Приведем несколько параграфов из устава Цюрихской секции союза («Fortschritt»), утвержденного начальством гимназии. «§ 1. Цюрихское общество гимназистов «Fortschritt» имеет целью взаимное развитие его членов и установление дружеских отношений между ними. § 2. Для достижения этой цели и для того, чтобы поддерживать общественное движение против алкоголя, члены обязуются соблюдать абсолютное воздержание от спиртных напитков. § 6. Член общества, не соблюдающий абсолютного воздержания, тем самым выбывает из общества... § 8. Выбывший из общества член может быть принят вновь только после двухмесячного полного воздержания от спиртных напитков. § 12. Предметы заседаний общества распадаются на: I — научные рефераты с прениями и чтения; II — дружескую беседу с исполнением музыкальных, драматических и юмористических произведений». По отдельным гимназиям эти общества трезвости пока еще не особенно многочисленны. Они сильно страдают от конкуренции других, существующих в тех же гимназиях, обществ, уставом которых потребление спиртных напитков не воспрещается и которые в этом отношении даже переняли некоторые традиционные привычки студенческих корпораций. Многие гимназисты не примыкают к обществам трезвости не потому, чтобы они не сочувствовали стремлениям своих товарищей, а потому только, что не желают или боятся взять на себя строгое обязательство* абсолютного воздержания. Прибавим еще, что в Женеве с некоторых пор существует много отдельных групп воздерживающихся от спиртных напитков детей; в начале 1893 г. все эти группы основали общий союз под названием «Espoir», обнимающий около 30 секций и приблизительно 800 детей. 294 |