требления спиртных напитков вообще, со старших. Молодежь сама собой перестанет пить, если она не будет иметь постоянно перед глазами пример «отцов». С этой точки зрения мы, конечно, с удовольствием встречаем все стремления, направленные к уменьшению пьянства и к совершенному прекращению его, к полному воздержанию от спиртных напитков среди народонаселения вообще. Все меры, предпринимаемые в этом отношении государством, самим обществом или отдельными личностями, заслуживают нашей глубочайшей симпатии, потому что всякий успех их будет благотворно отражаться и на молодом поколении. Все законодательные меры и инструкции, регулирующие производство и продажу спиртных напитков, ведущие к сокращению числа водочных заводов и кабаков, — все, что делается для улучшения питания народных масс (потребительские общества, дешевые столовые и проч.) или для достав- ления народу образования или не связанных спо- треблением алкоголя развлечений (народные дворцы, театры, библиотеки, публичные лекции и т. п.), — все, что предпринимается для улучшения жилищных условий малосостоятельной части населения, в особенности в больших городах, — все старания, направленные к распространению обществ трезвости среди различных групп взрослого населения и к замене кабаков чайными или кофейнями, — все это косвенно влияет и на отношение молодежи к спиртным напиткам, все это имеет огромное воспитательное значение. Но помимо этой общей борьбы, имеющей непосредственной целью уменьшение алкоголизма среди взрослых, могут быть указываемы и такие меры, которые должны быть направлены специально к обереганию от этого зла молодого поколения и к изгнанию спиртных напитков из числа вкусовых веществ, употребляемых детьми или молодыми людьми. На этих мерах мы здесь и остановимся. Мы видели, что очень часто вина в преждевременном потреблении алкоголя детьми падает на родителей, которые не только своим примером показывают молодому поколению путь к алкоголизму, но очень нередко, руководимые ложными взглядами на «целебное», будто бы, свойство алкоголя, приучают своих детей к спиртным напиткам из вполне искреннего желания им помочь и в полном убеждении, что они делают им добро. Так поступают, между прочим, и родители, которые сами вовсе не пьют или пьют весьма умеренно и которые с отвращением относятся к пьяницам. Они, конечно, «не ведают, что творят», и не знают, что они своего любимца — сына, которому от всего сердца желают добра, подвергают большой опасности. Выяснить подобным родителям действительное, пагубное влияние алкоголя на детский организм, а вместе с тем — настоящее значение их поступков, показать им, 19* 291 | какой непоправимый вред причиняет детям тот невинный на первый взгляд, но в сущности весьма коварный «глоток вина», который они получают за столом, во время прогулки, в случае недомогания и проч[ее], составляет первую задачу лиц, желающих спасти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь врачам представляется широкое поле плодотворной деятельности. Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители послушаются там, где речь идет прежде всего о физическом благополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить родителям, что они совершают преступление, содействуя преждевременному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление спиртных напитков, но и малейшие приемы алкоголя, если они часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это — святая обязанность врача. Публичные лекции и толково составленные брошюры, содержание которых доступно неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача. Великая роль в предохранении молодого поколения от прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ее представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой. Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в школе; самое выдающееся влияние, наряду с семьей, оказывает на него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и воспитательным заведением, принимающим близкое участие в физическом благополучии, а также и в духовном и нравственном развитии детей, обязана сделать все от нее зависящее, чтобы ее воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она может выполнить различными путями. И так как весь характер школы и влияние ее на детей зависит не от различных статутов, правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то от учителя же, от его отношения к вопросу об алкоголизме, зависит и воспитательное значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает соответствующую его общественному положению умеренность, если он не может влиять на детей своим примером, то он будет напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких услуг борьбе против алкоголизма. Другое дело, если учитель, хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей, но для детей всегда служит примером умеренности и никогда не роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем молодому организму, может их предостерегать от употребления его и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воз- 292 |