Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / Сост. В. С. Воробьев. — М.:Медицина, 1988. — 304 с: ил. ISBN 5-225-00184—X

В начало   <<<     Страница 291   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304 


требления спиртных напитков вообще, со
старших. Молодежь сама собой перестанет пить, если она не будет
иметь постоянно перед глазами пример «отцов». С этой точки
зрения мы, конечно, с удовольствием встречаем все стремления,
направленные к уменьшению пьянства и к совершенному
прекращению его, к полному воздержанию от спиртных напитков среди
народонаселения вообще. Все меры, предпринимаемые в этом
отношении государством, самим обществом или отдельными
личностями, заслуживают нашей глубочайшей симпатии, потому что
всякий успех их будет благотворно отражаться и на молодом
поколении. Все законодательные меры и
инструкции, регулирующие производство и продажу
спиртных напитков, ведущие к сокращению
числа водочных заводов и кабаков, — все, что делается
для улучшения питания народных масс
(потребительские общества, дешевые столовые и проч.) или для достав-
ления народу образования или не связанных спо-
треблением алкоголя развлечений (народные
дворцы, театры, библиотеки, публичные лекции и т. п.), — все, что
предпринимается для улучшения жилищных условий
малосостоятельной части населения, в особенности
в больших городах, — все старания, направленные к
распространению обществ трезвости среди различных
групп взрослого населения и к замене кабаков
чайными или кофейнями, — все это косвенно влияет и на отношение
молодежи к спиртным напиткам, все это имеет огромное
воспитательное значение.
Но помимо этой общей борьбы, имеющей
непосредственной целью уменьшение алкоголизма среди взрослых, могут
быть указываемы и такие меры, которые должны быть
направлены специально к обереганию от этого зла молодого
поколения и к изгнанию спиртных напитков из числа
вкусовых веществ, употребляемых детьми или молодыми людьми. На
этих мерах мы здесь и остановимся.
Мы видели, что очень часто вина в преждевременном
потреблении алкоголя детьми падает на родителей, которые не
только своим примером показывают молодому поколению путь к
алкоголизму, но очень нередко, руководимые ложными
взглядами на «целебное», будто бы, свойство
алкоголя, приучают своих детей к спиртным
напиткам из вполне искреннего желания им помочь и в
полном убеждении, что они делают им добро. Так поступают, между
прочим, и родители, которые сами вовсе не пьют или пьют весьма
умеренно и которые с отвращением относятся к пьяницам. Они,
конечно, «не ведают, что творят», и не знают, что они своего
любимца — сына, которому от всего сердца желают добра,
подвергают большой опасности. Выяснить подобным родителям
действительное, пагубное влияние алкоголя на детский организм, а
вместе с тем — настоящее значение их поступков, показать им,
19*
291

какой непоправимый вред причиняет детям тот невинный на
первый взгляд, но в сущности весьма коварный «глоток вина»,
который они получают за столом, во время прогулки, в случае
недомогания и проч[ее], составляет первую задачу лиц, желающих
спасти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь
врачам представляется широкое поле плодотворной деятельности.
Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых
заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители
послушаются там, где речь идет прежде всего о физическом
благополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить
родителям, что они совершают преступление, содействуя
преждевременному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то
ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление
спиртных напитков, но и малейшие приемы алкоголя, если они
часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это —
святая обязанность врача. Публичные лекции и толково
составленные брошюры, содержание которых доступно
неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача.
Великая роль в предохранении молодого поколения от
прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ее
представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой.
Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в
школе; самое выдающееся влияние, наряду с семьей, оказывает на
него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только
местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и
воспитательным заведением, принимающим близкое участие в
физическом благополучии, а также и в духовном и нравственном
развитии детей, обязана сделать все от нее зависящее, чтобы ее
воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она
может выполнить различными путями. И так как весь характер
школы и влияние ее на детей зависит не от различных статутов,
правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то
от учителя же, от его отношения к вопросу об
алкоголизме, зависит и воспитательное
значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник
спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает
соответствующую его общественному положению умеренность, если
он не может влиять на детей своим примером, то он будет
напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости
воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления
спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в
глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких
услуг борьбе против алкоголизма. Другое дело, если учитель,
хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей,
но для детей всегда служит примером умеренности и никогда не
роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело
может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем
молодому организму, может их предостерегать от употребления его
и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воз-
292


Hosted by uCoz