какой непоправимый вред причиняет детям тот невинный на первый взгляд, но в сущности весьма коварный «глоток вина», который они получают за столом, во время прогулки, в случае недомогания и проч[ее], составляет первую задачу лиц, желающих спасти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь врачам представляется широкое поле плодотворной деятельности. Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители послушаются там, где речь идет прежде всего о физическом благополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить родителям, что они совершают преступление, содействуя преждевременному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление спиртных напитков, но и малейшие приемы алкоголя, если они часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это — святая обязанность врача. Публичные лекции и толково составленные брошюры, содержание которых доступно неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача. Великая роль в предохранении молодого поколения от прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ее представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой. Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в школе; самое выдающееся влияние, наряду с семьей, оказывает на него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и воспитательным заведением, принимающим близкое участие в физическом благополучии, а также и в духовном и нравственном развитии детей, обязана сделать все от нее зависящее, чтобы ее воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она может выполнить различными путями. И так как весь характер школы и влияние ее на детей зависит не от различных статутов, правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то от учителя же, от его отношения к вопросу об алкоголизме, зависит и воспитательное значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает соответствующую его общественному положению умеренность, если он не может влиять на детей своим примером, то он будет напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких услуг борьбе против алкоголизма. Другое дело, если учитель, хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей, но для детей всегда служит примером умеренности и никогда не роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем молодому организму, может их предостерегать от употребления его и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воз- 292 | держания для своего будущего. Необходимо, конечно, чтобы учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся в пользу преподавания гигиены (включая сюда и элементарные сведения из анатомии и физиологии) в учительских семинариях. Такая мера лучше всего обеспечила бы широкое распространение гигиенических понятий в народных массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым естественным путем — через школу, через молодое, восприимчивое ко всему хорошему поколение. Помимо личного влияния учителя, школа могла бы пользоваться для ознакомления детей с вредными свойствами алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков внесением в учебники соответствующего материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в этом отношении учебники, употребительные в начальных школах этого города, нашел там лишь краткие и общие указания на вред пьянства и на необходимость пользоваться спиртными напитками умеренно и, кроме того, некоторые поговорки вроде: «Вода и хлеб делают красные щеки», «В вине утопает больше людей, чем в воде», «Вино не дурак, но оно делает дураков» и проч[ее]. Этого, конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой форме ясно проводилась мысль об опасности, угрожающей детям даже от умеренного потребления алкоголя, и о той пользе, которую им принесет полное воздержание от него. Необходимо показать учащимся, что они напрасно стали бы ожидать от алкоголя укрепление своих сил, что можно быть веселым и без всяких спиртных напитков, что искусственное возбуждение, вызываемое вином и проч[ее], не следует смешивать с естественным детским весельем, и что первое не только лишне, но может даже иметь весьма печальные последствия. Прекрасной иллюстрацией к этому учению могут служить школьные прогулки, во время которых детей вместо вина и пива угощают чаем, кофе, лимонадом и т. п. невинными напитками. К сожалению, как показывает опыт, сами родители учащихся нередко относятся к таким попыткам школы отучать детей от алкоголя если не враждебно, то по крайней мере иронически или скептически — новое доказательство важности распространения правильных понятий о влиянии алкоголя на детей среди отцов и матерей. Весьма важным элементом в борьбе с алкоголизмом у детей представляется самовоспитание молодежи. Англия, которая вообще отличается энергической самодеятельностью различных общественных групп, не исключая молодежи, взяла на себя инициативу и в этом деле. В этой стране впервые образовались детские общества трезвости, требующие от своих членов абсолютного воздержания от спиртных напитков. Во всех городах Англии существуют местные общества этого рода, которые соединены в один центральный союз (United 293 |