Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / Сост. В. С. Воробьев. — М.:Медицина, 1988. — 304 с: ил. ISBN 5-225-00184—X

В начало   <<<     Страница 292   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304 


какой непоправимый вред причиняет детям тот невинный на
первый взгляд, но в сущности весьма коварный «глоток вина»,
который они получают за столом, во время прогулки, в случае
недомогания и проч[ее], составляет первую задачу лиц, желающих
спасти молодое поколение от последствий алкоголизма. И здесь
врачам представляется широкое поле плодотворной деятельности.
Кому же, если не врачу, предостерегать родителей от их роковых
заблуждений в этом вопросе; кого же, если не врача, родители
послушаются там, где речь идет прежде всего о физическом
благополучии их детей? Предупредить несчастие, внушить
родителям, что они совершают преступление, содействуя
преждевременному знакомству своих детей с алкоголем (в какой бы форме то
ни было), доказать им, что не только неумеренное употребление
спиртных напитков, но и малейшие приемы алкоголя, если они
часто повторяются, могут нанести вред ребенку, все это —
святая обязанность врача. Публичные лекции и толково
составленные брошюры, содержание которых доступно
неспециалисту, могли бы дополнять живое слово врача.
Великая роль в предохранении молодого поколения от
прикосновения с алкоголем принадлежит школе и ее
представителям. Ребенок разделяет свое время между семьей и школой.
Почти все время, проводимое ребенком вне дома, он проводит в
школе; самое выдающееся влияние, наряду с семьей, оказывает на
него школа. Школа, если она желает быть для ребенка не только
местом, где ему наполняют голову различными сведениями, но и
воспитательным заведением, принимающим близкое участие в
физическом благополучии, а также и в духовном и нравственном
развитии детей, обязана сделать все от нее зависящее, чтобы ее
воспитанники не подпали под власть алкоголя. Эту задачу она
может выполнить различными путями. И так как весь характер
школы и влияние ее на детей зависит не от различных статутов,
правил и начальственных предписаний, а от качеств учителя, то
от учителя же, от его отношения к вопросу об
алкоголизме, зависит и воспитательное
значение школы в этом деле. Если учитель сам поклонник
спиртных напитков, если он к тому же не всегда соблюдает
соответствующую его общественному положению умеренность, если
он не может влиять на детей своим примером, то он будет
напрасно говорить перед ними красивые слова о необходимости
воздержания, о безнравственности или вреде злоупотребления
спиртными напитками; он не будет пользоваться авторитетом в
глазах детей или их родителей; его школа не окажет никаких
услуг борьбе против алкоголизма. Другое дело, если учитель,
хотя, может быть, и не принадлежит к числу непьющих людей,
но для детей всегда служит примером умеренности и никогда не
роняет в их глазах своего достоинства. Такой учитель смело
может обращать внимание детей на вред, наносимый алкоголем
молодому организму, может их предостерегать от употребления его
и показать им всю выгоду, которую они извлекут из полного воз-
292

держания для своего будущего. Необходимо, конечно, чтобы
учителя были знакомы с физиологическим действием алкоголя на
человеческий организм и с разрушающим влиянием его в случаях
злоупотребления спиртными напитками. И здесь мы имеем еще
один лишний мотив ко всем тем, которые обыкновенно приводятся
в пользу преподавания гигиены (включая сюда и
элементарные сведения из анатомии и физиологии) в
учительских семинариях. Такая мера лучше всего обеспечила бы
широкое распространение гигиенических понятий в народных
массах, потому что эти понятия проникали бы туда самым
естественным путем — через школу, через молодое, восприимчивое ко
всему хорошему поколение.
Помимо личного влияния учителя, школа могла бы
пользоваться для ознакомления детей с вредными свойствами
алкоголя и для предостережения их от употребления спиртных напитков
внесением в учебники соответствующего
материала. Один из учителей в Цюрихе (Вейс), просматривая в
этом отношении учебники, употребительные в начальных школах
этого города, нашел там лишь краткие и общие указания на вред
пьянства и на необходимость пользоваться спиртными напитками
умеренно и, кроме того, некоторые поговорки вроде: «Вода и хлеб
делают красные щеки», «В вине утопает больше людей, чем в
воде», «Вино не дурак, но оно делает дураков» и проч[ее]. Этого,
конечно, недостаточно; необходимо, чтобы в той или другой
форме ясно проводилась мысль об опасности, угрожающей детям
даже от умеренного потребления алкоголя, и о той пользе,
которую им принесет полное воздержание от него. Необходимо
показать учащимся, что они напрасно стали бы ожидать от алкоголя
укрепление своих сил, что можно быть веселым и без всяких
спиртных напитков, что искусственное возбуждение, вызываемое
вином и проч[ее], не следует смешивать с естественным детским
весельем, и что первое не только лишне, но может даже иметь
весьма печальные последствия. Прекрасной иллюстрацией к
этому учению могут служить школьные прогулки, во время которых
детей вместо вина и пива угощают чаем, кофе, лимонадом и т. п.
невинными напитками. К сожалению, как показывает опыт, сами
родители учащихся нередко относятся к таким попыткам школы
отучать детей от алкоголя если не враждебно, то по крайней мере
иронически или скептически — новое доказательство важности
распространения правильных понятий о влиянии алкоголя на
детей среди отцов и матерей.
Весьма важным элементом в борьбе с алкоголизмом у детей
представляется самовоспитание молодежи.
Англия, которая вообще отличается энергической самодеятельностью
различных общественных групп, не исключая молодежи, взяла на себя
инициативу и в этом деле. В этой стране впервые образовались детские
общества трезвости, требующие от своих членов абсолютного
воздержания от спиртных напитков. Во всех городах Англии существуют местные
общества этого рода, которые соединены в один центральный союз (United
293


Hosted by uCoz