Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды / Сост. В. С. Воробьев. — М.:Медицина, 1988. — 304 с: ил. ISBN 5-225-00184—X

В начало   <<<     Страница 95   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263  264  265  266  267  268  269  270  271  272  273  274  275  276  277  278  279  280  281  282  283  284  285  286  287  288  289  290  291  292  293  294  295  296  297  298  299  300  301  302  303  304 


указанный предмет возросли до 3% общего дохода с акциза, то
этого оказалось бы достаточным, чтобы убежища, дающие приют
для вытрезвления пьяниц и для лечения как коечных, так и
амбулаторных больных, были устроены не только во всех городах
губернии, но даже и в крупных фабричных и торговых селах.
Полагаю, что не грех было бы у нас отпускать и больший процент
отчисления акциза на культурные цели, связанные с отрезвлением
народа. Эта мера не была бы и новой для России, ибо в других
странах отчисляется определенный, причем, гораздо больший, чем
в Россиц, процент из дохода, получаемого государством от
продажи спиртных напитков на устройство учреждений по борьбе с
пьянством: в Швейцарии и Америке, например, отчисляется 10%,
в Норвегии 20% и т. д. К тому же эта мера при настоящем деле
отнюдь не обременила бы государственного казначейства, ибо
налог на акциз всегда служит источником борьбы с народным
пьянством и он может быть соразмерно возвышен ничуть не в ущерб
здоровью населения, как он возвышается прогрессивно во всех
других странах, причем, например, в Англии акциз на спиртные
напитки вдвое превышает наш акциз. Чем дороже алкогольный
напиток, тем, очевидно, он менее доступен для населения; подешев-
ление же этого продукта, как показывает история с «дешевкой»
или так наз[ываемой] «сивухой» в период акцизной системы,
сильно содействует распространению алкоголя в населении и
оказывается прямо гибельным для его здоровья.
Необходимо иметь в виду, что устройство лечебных пунктов и
амбулаторий достигает не только осуществления помощи
пострадавшему населению, но и существенно важно потому, что вместе с
этими лечебными пунктами прививаются населению и правильные
взгляды относительно алкоголизма и вреда алкоголя, вообще путем
развития в народе сведений относительно алкоголизма, путем
распространения в народе сведений относительно необходимости и
возможности излечения от пристрастия к алкоголю и широкого
распространения идей трезвости и воздержания.
Нельзя при этом забывать, что около таких лечебных пунктов
обычно устраиваются и должны устраиваться благотворительные
общества трезвости, поддерживающие морально, а в случае
надобности и материально излечившихся алкоголиков, и в то же время
служащие к распространению идей трезвости в населении.
Но пропаганда идей трезвости должна вестись всеми
возможными способами, следовательно не только врачебными учреждениями
при лечении алкоголиков и обществами трезвости, но и в школах
низших, средних и высших, а также публичными лекциями,
изданиями, показательными выставками и пр. Бывший съезд
практических деятелей по борьбе с пьянством, как упомянуто, согласно
моему предложению, уже вынес постановление ходатайствовать
перед всеми ведомствами, имеющими учебные заведения, а также
перед всеми земскими и городскими установлениями о том, чтобы
в подведомственных им школах были организованы курсы или
беседы об алкоголизме и вреде алкоголя вообще с соответствующими
95

предъявлениями, имеющие целью распространение идей трезвости.
Само преподавание от этого нововведения, отчасти уже
осуществленного в школах Франции, Америки, Швейцарии и некоторых
других стран, не может пострадать, ибо в высших школах это
может быть осуществлено путем небольших частных необязательных
курсов для всех желающих, в средних учебных заведениях — на
уроках гигиены и на беседах школьного врача в свободные от
уроков часы, в низших народных и городских школах — путем бесед
учителей со своими учениками вне официальных классных занятий
или также в свободные от уроков часы.
Эта повсеместная организация школьной пропаганды идей
трезвости не только передастся широкой волной в население и
вместе с тем оздоровит в отнощении алкоголизма саму учащуюся
молодежь, т. е. ослабит, если не устранит, т[ак] наз[ываемый]
«школьный алкоголизм». Если бы все учреждения отнеслись
серьезно, а не просто формально к этому ходатайству, то
распространение идей трезвости сильно подвинулось бы вперед.
Равным образом распространение идей трезвости может быть
достигнуто и широким распространением церковной проповеди.
В этом отношении установление определенного дня, где во всех
церквях, костелах, кирках и других молитвенных домах
раздавалась бы проповедь о вреде алкоголизма, могло бы оказать немалую
помощь в смысле распространения идей трезвости.
Без сомнения, могут быть и другие пути для пропаганды идей
трезвости, частью уже указанные выше, через общества трезвости,
народные театры, читальни, печатные издания, публичные лекции
и пр., и всеми этими путями необходимо широко воспользоваться,
ибо укрепление идей трезвости имеет, вообще говоря, громадное
предупредительное значение в смысле ограничения
распространения алкоголизма в населении: некоторые его формы, как
«бытовой» алкоголизм, коренящийся в народных обычаях (питье по
праздникам, на свадьбах, на крестинах и пр.), а также крайне
распространенный в среднем классе населения т[ак] наз[ываемый]
«буржуазный» алкоголизм (питье за завтраком и обедом и вообще
за едой) могут быть искоренены, главным образом, путем
распространения идей трезвости и вреда, наносимого алкоголем здоровью.
Затем должна быть решительно устранена путем закона явная
провокация [употребления] спиртных напитков, теперь
применяемая везде и всюду: ныне куда бы вы ни вошли из бойких
общественных мест, везде встретите, как нарочно, самый «отъявленный»
соблазн; так например, на станциях железных дорог, в садах, на
гуляньях и пр. (о ресторанах, гостиницах и т. п. заведениях и
говорить нечего) выдвигается на первый план выставка разного
рода спиртных напитков с целью завлечения посетителей. Эти
выставки могли бы быть просто удалены законом с глаз публики во
избежание совершенно ненужного соблазна, и этим самым все же
была бы в известной мере ослаблена пропаганда самого пьянства.
Далее, существенное значение имеет борьба с «социальным»
алкоголизмом в широком смысле этого слова, между прочим, путем
96


Hosted by uCoz