1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
путей формирования трезвеннических установок является система противоалкогольного просвещения в школе, которая является частью общего санитарно-гигиенического воспитания школьников. На основе анализа противоалкогольной работы в школе нами была разработана и апробирована в школах Москвы и Архангельска программа противоалкогольного воспитания школьников [Копыт Н. Я., Сидоров П. И., Скворцова Е. С., 1979], которая предусматривает постепенное, с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрытие перед ними различных аспектов отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и на жизнь общества в целом. В основу противоалкогольной воспитательной работы в школе должны быть положены следующие принципы: 1) противоалкогольное воспитание в школе следует рассматривать как целостную систему нравственного воздействия на сознание детей, направленного на формирование нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма; 2) противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться на протяжении всех 10 лет обучения школьника с учетом психологических особенностей возрастных групп и содержания изучаемых предметов; 3) начинать противоалкогольное обучение необходимо с 1-го класса, так как процесс активной выработки установок на употребление алкогольных напитков у детей начинается с 8—9 лет; 4) противоалкогольное просвещение должно охватывать также и родителей школьников, среди которых бытует мнение, что небольшие дозы алкоголя безвредны для детей. Исходя из этих принципов, на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения II МОЛГМИ были подготовлены специальные методические рекомендации1, в которых содержится примерная тематика и раскрывается методика проведения лекций и бесед по противоалкогольному просвещению не только 1 Методические рекомендации по организации антиалкогольного просвещения в школе. М3 РСФСР, 2-й Московский мед. ин-т/Е. С. Скворцова — М., 1978. 219 | учащихся, но и родителей. Следует подчеркнуть, что противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться не только в виде специальных лекций и бесед, но и во время предметного обучения другим дисциплинам. Это создает ненавязчивую форму подачи материала, усиливает эффект от сказанного. Учащиеся активно привлекаются к подготовке лекций, бесед, наглядных пособий. Противоалкогольная пропаганда должна базироваться на общих данных об особо вредном влиянии алкоголя на молодой растущий организм, на высшую нервную деятельность. Кроме общих знаний о вредных свойствах алкоголя, которые учащиеся могут получить на уроках естествознания и биологии, эти вопросы рекомендуется освещать с помощью наглядных опытов, что частично отражено в школьных программах. В начальных классах противоалкогольное просвещение проводит учитель. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы довести до сознания учащихся понятие о вредном воздействии алкоголя. Начиная с 5-го класса, наряду с противоалкогольным просвещением во время предметного обучения, осуществляемого педагогами, проводится специальное противоалкогольное просвещение медицинскими работниками (врачом или медицинской сестрой). В старших классах должны проводиться специальные лекции с демонстрацией диапозитивов или кинофильмов. Рекомендуется привлекать учащихся к подбору дополнительных материалов по конкретной теме лекции или беседы. Сведения о вреде алкоголя учащиеся получают на уроках литературы, физиологии, анатомии, биологии, химии с демонстрацией специальных опытов. В старших классах должна читаться лекция на тему «Ответственность подростков за нарушение правопорядка в нетрезвом состоянии». Желательно, чтобы эту лекцию читал юрист или работник детской комнаты милиции. Успешное решение проблемы противоалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при условии 'постоянного целенаправленного и многопланового воздействия: семья— школа, родители — дети. Вот почему наряду с противоалкогольным просвещением учащихся должна проводиться соответствующая противоалкогольная просве- 250 |