Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 249   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249 250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

путей формирования трезвеннических установок является система противоалкогольного просвещения в школе, которая является частью общего санитарно-гигиенического воспитания школьников.

На основе анализа противоалкогольной работы в школе нами была разработана и апробирована в школах Москвы и Архангельска программа противоалкогольного воспитания школьников [Копыт Н. Я., Сидоров П. И., Скворцова Е. С., 1979], которая предусматривает постепенное, с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрытие перед ними различных аспектов отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и на жизнь общества в целом.

В основу противоалкогольной воспитательной работы в школе должны быть положены следующие принципы:

1)    противоалкогольное воспитание в школе следует рассматривать как целостную систему нравственного воздействия на сознание детей, направленного на формирование нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма;

2)    противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться на протяжении всех 10 лет обучения школьника с учетом психологических особенностей возрастных групп и содержания изучаемых предметов;

3)    начинать противоалкогольное обучение необходимо с 1-го класса, так как процесс активной выработки установок на употребление алкогольных напитков у детей начинается с 8—9 лет;

4)    противоалкогольное просвещение должно охватывать также и родителей школьников, среди которых бытует мнение, что небольшие дозы алкоголя безвредны для детей.

Исходя из этих принципов, на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения II МОЛГМИ были подготовлены специальные методические рекомендации1, в которых содержится примерная тематика и раскрывается методика проведения лекций и бесед по противоалкогольному просвещению не только

1 Методические рекомендации по организации антиалкогольного просвещения в школе. М3 РСФСР, 2-й Московский мед. ин-т/Е. С. Скворцова — М., 1978.

219

учащихся, но и родителей. Следует подчеркнуть, что противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться не только в виде специальных лекций и бесед, но и во время предметного обучения другим дисциплинам. Это создает ненавязчивую форму подачи материала, усиливает эффект от сказанного. Учащиеся активно привлекаются к подготовке лекций, бесед, наглядных пособий. Противоалкогольная пропаганда должна базироваться на общих данных об особо вредном влиянии алкоголя на молодой растущий организм, на высшую нервную деятельность. Кроме общих знаний о вредных свойствах алкоголя, которые учащиеся могут получить на уроках естествознания и биологии, эти вопросы рекомендуется освещать с помощью наглядных опытов, что частично отражено в школьных программах.

В начальных классах противоалкогольное просвещение проводит учитель. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы довести до сознания учащихся понятие о вредном воздействии алкоголя. Начиная с 5-го класса, наряду с противоалкогольным просвещением во время предметного обучения, осуществляемого педагогами, проводится специальное противоалкогольное просвещение медицинскими работниками (врачом или медицинской сестрой).

В старших классах должны проводиться специальные лекции с демонстрацией диапозитивов или кинофильмов. Рекомендуется привлекать учащихся к подбору дополнительных материалов по конкретной теме лекции или беседы. Сведения о вреде алкоголя учащиеся получают на уроках литературы, физиологии, анатомии, биологии, химии с демонстрацией специальных опытов. В старших классах должна читаться лекция на тему «Ответственность подростков за нарушение правопорядка в нетрезвом состоянии». Желательно, чтобы эту лекцию читал юрист или работник детской комнаты милиции.

Успешное решение проблемы противоалкогольного воспитания и просвещения детей и подростков возможно только при условии 'постоянного целенаправленного и многопланового воздействия: семья— школа, родители — дети. Вот почему наряду с противоалкогольным просвещением учащихся должна проводиться соответствующая противоалкогольная просве-

250



Hosted by uCoz