1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
ших учебных заведений, а также вскрыли вредное влияние алкоголя на физическое и нравственное развитие школьников. Основными причинами широкого распространения пьянства среди детей авторы считали влияние алкоголизма взрослых, особенно родителей и родственников, стремление подражать старшим и др. Социально-гигиенический подход к проблеме алкоголизма можно проследить и в исследованиях, посвященных специальным научно-медицинским вопросам, в частности, вопросу о роли наследственности в происхождении алкоголизма [Коровин А. М., 1907]. Алкоголизму как социальному явлению уделено внимание в ряде интересных работ В. М. Бехтерева (1912, 1913). Социально-гигиенические аспекты изучения алкоголизма получили широкое развитие после Великой Октябрьской социалистической революции, когда борьба с алкоголизмом и пьянством стала государственной задачей. Особенно интенсивно эти исследования развернулись в 20-х годах. Большую роль в организации и проведении исследований по алкоголизму сыграл созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены НКЗ РСФСР. Под руководством первого директора Института социальной гигиены А. В. Молькова разрабатываются научно-методические принципы и подходы к изучению алкоголизма как социально-гигиенической проблемы. По специальной программе с применением анкетного метода был осуществлен ряд исследований распространенности употребления алкогольных напитков и причин алкоголизма среди отдельных групп населения: рабочих, фабрично-заводской молодежи, сельских жителей, подростков и др. (Э. И. Дейчман, 3. И. Израэль- сон, А. В. Мольков, П. Ф. Обухов, В. В. Петиков, Л. Г. Политов, Н. И. Чучелов и др.). Серия научных работ была посвящена медицинским и социальным последствиям алкоголизма. В частности, Институтом социальной гигиены в 1927—1928 гг. было проведено специальное исследование влияния алкоголя на заболеваемость, смертность и производительность труда рабочих [Влассак Р., Страшун И. Д., Дейчман Э. И., Политов Л. Г., 1928]. Этим исследованием было охвачено пять промышленных районов страны (по 2-—3 тыс. рабочих в каждом районе). На каждого рабочего, взятого под наблюдение, врач за¬ 35 | полнял специальную «карту для изучения последствий алкоголизма». Среди рабочих были выделены группы: «непьющие», «умеренно пьющие» и «алкоголики». В результате был собран обширный и ценный статистический материал, наиболее полно освещающий медико-социальные последствия алкоголизма. Кроме сотрудников Института социальной гигиены, изучением проблемы алкоголизма в социально-гигиеническом аспекте в этот период широко занимались и другие исследователи [Богомолова Т. М., 1925; Вассерман Л. М., 1925; Розенблюм П. И., 1928; Май- страх К. В., 1929; Канторович II. В., 1930, и др.]. Заслуживают внимания социально-гигиеническне исследования, проведенные отделением социальной патологии Украинского психоневрологического института, в частности работа 3. А. Гуревича и А. 3. Залев- ского (1930) «Алкоголизм (социально-гигиеническое исследование)». Этот труд содержит такие важные прежде всего с социальной точки зрения разделы, как употребление алкогольных напитков и характер современного алкоголизма, производство алкоголя и его государственно-экономическое значение, социальная патология и этиология алкоголизма, борьба с ним. Во многих городах РСФСР и Украины на основе анкетного метода были проведены социальные обследования больных алкоголизмом. Институт социальной гигиены пробовал разработать единую методику обследования школьников [Дейчман Э. И., 1926]. Как отмечают Е. И. Лотова, А. В. Павлучкова (1974), в одной из школ Хамовнического района Москвы, руководимой известным педагогом и видным деятелем народного образования проф. П. П. Блонским, была составлена специальная программа исследования, ставившая на первое место изучение социально-бытовых причин распространении употребления спиртных напитков школьниками (бытовые условия, социальный состав учащихся, взаимоотношения в семье, отдых и др.). Исследование подтвердило большое распространение употребления спиртных напитков школьниками, а также выявило его основные причины: среда, в которой растет и воспитывается ребенок, прямое влияние семьи, традиции, отсутствие противоалкогольного воспитания в школе и в связи с этим отсутствие знаний о вреде алкоголя. 36 |