Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 60   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60 61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

пято 10% населения, причем половина винной продукции экспортируется; в Великобритании спиртные напитки составляют треть суммы экспорта (186 млн. фунтов стерлингов). Только от продажи пива в 1969—1970 гг. доходы федерального правительства Австрии составили 370 млн. долл. [Sargent М., 1973]. На приобретение алкогольных напитков в Австралии расходуется около 230 долл. на каждого жителя в год *.

Статистика потребления алкогольных напитков оперирует понятием «душевое потребление». Эта величина получается следующим образом: из количества произведенных и ввезенных за год спиртных напитков вычитают вывезенные напитки; полученную для каждого напитка сумму делят на число жителей данной страны. Полученное таким образом «душевое потребление» каждого напитка пересчитывают на абсолютный алкоголь. В результате получают величину потребления алкогольных напитков в абсолютном алкоголе для данной страны за определенный период времени.

Вычисленное таким путем «душевое потребление» алкоголя, как справедливо замечают 3. А. Гуревич,

А. 3. Залевский (1930), имеет два основных недостатка: нивелируются возрастно-половые, социальные, профессиональные, территориальные и другие различия в употреблении алкогольных напитков; получение данных «душевого потребления» алкоголя для определенного отрезка времени в отдельной стране встречает большие трудности, часто эта величина не соответствует истинной. Кроме того, не учитывается нелегальное производство напитков, которое, например, во Франции, составляет 50% от легального, а в некоторые годы равно ему. Не учитывается и миграция населения, хотя туристы не всегда употребляют спиртное в равных количествах с выехавшими за рубеж коренными жителями [Moser J., 1974].

Определенные затруднения встречаются при пересчете на абсолютный алкоголь вина и пива, в которых процент алкоголя различен не только в разных странах, но даже в одной и той же стране.

1 High Price for Our Heavy Drinking.— Outlook Ecos, 1979, N 21, p. 17—22.

60

В связи с различной возрастно-половой структурой населения в разных странах многие авторы предлагают вести расчет «душевого потребления» алкоголя только на взрослое население (старше 15 лет). Однако было бы не совсем правильно при соответствующих расчетах исключить всех детей до 15 лет. Во многих работах указывается на потребление алкогольных напитков детьми до 15 лет.

Изучение годового потребления алкогольных напитков с учетом различных социальных групп и возрастнополового состава населения возможно только при условии ежедневных записей о количестве и виде употребляемых напитков у множества людей. Однако такая работа весьма трудоемка и до сих пор она нигде и никем не проводилась. Попытки определить количество потребляемого алкоголя методом анонимных анкет, ранее довольно широко применявшихся [Изра- эльсон 3. И., Петиков В. В., 1926; Розенблюм И. И., 1927; Обухов П. Ф., 1929, и др.], далеки от совершенства. Несовершенно также изучение потребления алкогольных напитков по денежным расходам на алкоголь в общем бюджете различных групп населения.

Таковы некоторые основные недостатки и трудности, связанные с исчислением среднего «душевого потребления» алкогольных напитков и использованием этой величины. Однако величина «душевого потребления» абсолютного алкоголя является основным мерилом при сопоставлении потребления алкогольных напитков населением отдельных стран в различные отрезки времени. Отмеченные выше недостатки в большей или меньшей степени характерны для всех стран, поэтому «душевое потребление» относительно верно отражает действительность и позволяет сравнивать тенденции в распространении употребления алкогольных напитков в различных странах.

Многие зарубежные и отечественные ученые отмечают неуклонную тенденцию к росту количества потребляемых алкогольных напитков на душу населения. Поданным J. Moser (1974), ежегодный прирост «душевого потребления» алкоголя составляет: в Австралии— 3,1%, Чехословакии —5,1%, Польше — 2,6%, Швеции — 5%, Швейцарии— 1,7%, Великобритании — 1,9%, Югославии —2%. Прирост тем меньше, чем выше уровень «душевого потребления» алкоголя.

01



Hosted by uCoz