1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
В. М. Бехтерев (1913), уделявший большое внимание проблемам борьбы с алкоголизмом, говорил: «Хотя и имеются отдельные авторы, признающие алкоголизм за порок, коренящийся в природе человека, независимо от экономических условий.., но огромное большинство авторов рассматривают алкоголизм как социальное зло, коренящееся в значительной мере в социально-экономических условиях и потому требующее социальных мер борьбы». Раньше исследователям удавалось установить непосредственную зависимость между распространенностью алкоголизма и отдельными социальными факторами (жилищные и материальные условия, питание, тяжелый физический труд). В настоящее время влияние этих факторов проявляется в более сложных формах, как результат взаимодействия многих моментов. Возрастает значение психологических побуждений, которые кумулируют различные социальные воздействия, в том числе роль жилищных условий, материальной обеспеченности. Современные зарубежные социологи, не раскрывая конкретных причин, побуждающих человека в капиталистическом мире прибегать к алкоголю, вынуждены признать, что распространенность алкоголизма коррелирует с характером общественного строя, его социальными особенностями и «культурно-бытовыми схемами». Например, S. Sariola (1960) считает, что алкоголизму благоприятствует материальная обездоленность, случайная, непостоянная работа и общая напряженность социальных отношений. Однако основную причину алкоголизма автор видит в утрате общественного контроля над алкогольными эксцессами. Он считает также, что урбанизация культуры привела к тому, что вне дома люди стали пить больше, чем дома (в связи с концентрацией множества людей на промышленных предприятиях, сокращением домашнего производства спиртных напитков и др.). Н. Mulford, D. Miller (1964) пришли к выводу, что урбанизация является социальным фактором алкоголизма в связи с широкими социальными контактами, передачей дурных навыков, нарушением нравственного контроля в семье и др. Многие зарубежные авторы считают, что с повышением материального благосостояния пьянство не уменьшается, а растет [Glatt М., 150 | 1955; McCord W. et a!., 1959; Battegoy R., 1962; Mulford H., Miller D., 1964; Zax M. et al., 1964; Carney М., Lowes Т., 1967, и др.]. На Западе получили развитие и другие концепции причин алкоголизма и пьянства. Существуют теории, рассматривающие алкоголизм как симптом различных форм невроза, когда лица с невротическим состоянием, принимая алкоголь, иллюзорно освобождаются от неуверенности, тревоги, неприспособленности. Так, например, приверженцы индустриальной социологии считают алкоголизм одной из форм «промышленных» неврозов и объясняют эту группу расстройств отсутствием смысла существования у сотен тысяч людей, прикованных большую часть времени «к социально- отчуждающей машинной системе» [Vincet М., Mayer J., 1959, и др.]. С. И. Эпштейн (1972) отмечает, что чрезмерная интенсификация труда, резкое возрастание нервно-психического переутомления, а также страх потерять работу обусловливают увеличение алкоголизма и других неврозов среди промышленных рабочих. Одни авторы видят причины неврозов и алкоголизма в усталости рабочего и называют это «болезнью усталости» [Barjonet А., 1960] и «угрожающим износом нервов», другие видят причины «срыва» личности в конформизме «массовой культуры». Так, неофрейдисты считают, что все виды невротического (включая алкоголизм) поведения направлены как бы на бегство от одиночества, но бегство это фиктивное: конформизм дает лишь временное ощущение «сопринадлежности», а затем еще более обостряет чувство одиночества и отчужденности. Противоположностью конформизма является так называемое отклоняющееся поведение, несанкционированное поведение, в котором личность находит выход из противоречия между культурными целями и «конституциональными средствами» социальной системы [Merton R., 1961]. Западные социологи признают противоречие между традиционными индивидуалистическими ценностями, преподносимыми в оболочке буржуазной демократии, и реальным положением масс при капитализме. Система ориентации членов общества направлена на цели, недостижимые для подавляющего большинства, «человек из народа осознает невозможность реализации навязанных ему индивидуалистических целей, 151 |