1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
обоснована. Многочисленные литературные данные свидетельствуют о том, что основа злоупотребления алкоголем закладывается в детском и подростковом возрасте. Абсолютное большинство молодых людей знакомятся со спиртными напитками в возрасте до 15 лет. Раннее приобщение к алкоголю ведет к систематическому употреблению алкогольных напитков в подростковом и юношеском возрасте и развитию злоупотребления алкоголем у молодых людей. Среди многообразия факторов, способствующих этому, ведущая роль принадлежит социальным и социальнопсихологическим (алкогольные традиции в семье, низкий культурный уровень родителей и несостоятельное семейное воспитание, отрицательное отношение к обучению, отсутствие общественной активности и социально-значимых установок, неопределенность в вопросах профессиональной ориентации). По данным Е. С. Скворцовой (1980) , 74,8% учащихся 8—10-х классов употребляют алкогольные напитки в семье по праздникам и семейным торжествам. Первое приобщение к алкоголю в 78% случаев происходит под влиянием родителей и родственников подростков. В семьях, где подростки часто употребляли алкогольные напитки, 68,6% отцов и 64,3% матерей имели начальное или восьмилетнее образование. Подавляющее большинство таких подростков (75,7%) имели низкую успеваемость, для них характерно бессодержательное проведение свободного времени (праздное гуляние по улицам в компании друзей, азартные игры, посещение баров). Как известно, поведение в подростковом возрасте формируется под влиянием друзей, товарищей. Установлена прямая взаимозависимость между частотой употребления алкогольных напитков подростком и отношением к ним его друзей. Влияние компании друзей на развитие алкоголизации у подростка обусловлено как психологическими особенностями подросткового возраста (реакция эмансипации, группирования), так и неблагополучием самой семьи. Наибольшее влияние выпивающие друзья оказывают на подростков, у которых наиболее социально неустойчивые семьи. Следует особо подчеркнуть, что апатомо-физиологиче- ские и социально-психологические особенности подростково-юношеского возраста, заключающиеся в уси¬ 247 | ленном росте и развитии организма, глубоких эндокринных сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности, психики повышают порог психосоциальной адаптации молодого человека к различным отрицательным влияниям социального и биологического порядка. Неблагоприятные биологические факторы (наследственная отягощенность психическими заболеваниями родителей, злоупотребление алкоголем отцом до рождения ребенка, осложненное течение беременности у матери, наличие психических расстройств у подростка, травмы головы с сотрясением мозга и др.) лишь способствуют интенсивной алкоголизации подростков. Можно говорить о первичной утрате подростками, часто употребляющими алкогольные напитки, защитных социальных механизмов, социального контроля, в силу их нравственно-этической несостоятельности и преморбидиой отягощенности, реализующих себя в условиях неблагополучной мик- росоциальной среды. Отмеченные выше особенности алкоголизации в подростково-юношеском возрасте1 требуют целенаправленной профилактической работы среди подрастающего поколения, которая должна носить комплексный патогенетический характер (с учетом комплекса факторов, способствующих алкоголизации подростков), проводиться на различных уровнях (культурно-воспитательном, медицинском, правовом и др.) и представлять собой систему скоординированной деятельности различных ведомств и служб, участвующих в ней. Между тем анализ противоалкогольной работы среди детей и подростков показывает, что мероприятия по профилактике алкоголизации подростков характеризуются разобщенностью, эпизодичностью и малой эффективностью [Богданович Л. А., 1971; Сидоров П. И., 1979; Копыт Н. Я-, Сидоров П. И., Скворцова Е. С., 1979, и др. |. Вот почему формированию трезвеннических установок у подрастающего поколения мы придаем особое значение и выделяем его в одно из основных направлений первичной профилактики алкоголизма (см. схему 2). Одним из важных 1 Подробно эти вопросы рассмотрены нами в научном обзоре «Причины и особенности алкоголизации в подростково-юношеском возрасте». ВНИИМИ / Под ред. 10. П. Лисицына.— М., 1980. 248 |