Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 203   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203 204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

мости антиобщественного поведения. Вопрос о применении этой меры решается руководством органа милиции, а в отсутствие руководства—дежурным. О всех случаях задержания граждан в пьяном виде работники милиции должны сообщать администрации и общественным организациям по месту работы, учебы или жительства правонарушителя для применения к нему предусмотренных законом мер общественного или дисциплинарного воздействия. Его поведение может быть обсуждено на собрании, послужить основанием для выступления в стенной печати.

Чрезвычайно важным положением, направленным на искоренение случаев выхода на работу в нетрезвом состоянии и употребления спиртных напитков на рабочем месте, является законодательное введение административной, а при отягчающих обстоятельствах и уголовной ответственности должностных лиц за допуск к работе подчиненных им и контролируемых ими работников в нетрезвом состоянии. Это особенно относится к лицам, работающим в условиях повышенной опасности,— водителям транспортных средств, движущихся механизмов, диспетчерам и др.

Действующим законодательством предусмотрена также административная ответственность за управление механическим транспортным средством в нетрезвом состоянии; передачу управления механическим наземным транспортным средством или допуск к управлению таким средством лиц, находящихся в нетрезвом состоянии; управление в нетрезвом состоянии велосипедом или гужевой повозкой; управление в нетрезвом состоянии малым плавательным средством. В частности, ст. 13, 14, 15 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. предусматривают за управление транспортными средствами в состоянии опьянения штраф от 10 до 30 р. и лишение водительских прав на срок до 2 лет при первом нарушении и штраф от 10 до 50 р. и лишение водительских прав на срок от 2 до 5 лет при повторном нарушении. Штраф до 50 р. предусмотрен для лиц, управляющих транспортом в состоянии опьянения и не имеющих водительских прав.

Важнейшим актом, направленным на борьбу с пьянством и алкоголизмом, является установление строгой ответственности за вовлечение в пьянство несовершен-

203

нолетнпх. В ст. 5, 6, 7 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. говорится, что доведение до состояния опьянения несовершеннолетних (дети, подростки и молодежь до 18 лет) родителями или иными лицами влечет штраф до 30 р., налагаемый на родителей или других лиц соответствующими комиссиями при исполкомах местных Советов народных депутатов. За те же действия, совершенные лицом, в служебной зависимости от которого находится несовершеннолетний, предусматривается уже не административная, а уголовная ответственность. Особенно строгая уголовная ответственность предусматривается за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, т. е. за систематическое доведение его до состояния опьянения — лишение свободы до 5 лет. На родителей налагается штраф за появление их детей в возрасте до 16 лет в общественных местах в состоянии опьянения. Запрещен прием на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками лиц, не достигших совершеннолетия.

Таким образом, в советском законодательстве предусмотрены строжайшие меры, направленные на то, чтобы не допускать употребления спиртных напитков детьми, подростками и молодежью до 18 лет. Неукоснительно выполнение этих законоположений оградит подрастающее поколение от тлетворного влияния алкоголя.

После принятия постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972) и соответствующего Указа Президиума Верховного Совета РСФСР государственные органы, как отмечают Л. JI. Попов и соавт. (1975), стали активнее бороться с правонарушениями, совершаемыми на почве пьянства, полнее использовать предоставленные им права по применению административно-правовых мер воздействия на нарушителей. Это привело к повышению культуры поведения, особенно в общественных местах, учреждениях, на предприятиях, к уменьшению пьянства на улицах, снижению преступности и других антисоциальных и аморальных явлений, связанных с пьянством. Изучение авторами общественного мнения населения Минска и Волгограда об эффективности противоалкогольного законодательства показало, что 2/з опрошенных граж¬

204



Hosted by uCoz