1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
мости антиобщественного поведения. Вопрос о применении этой меры решается руководством органа милиции, а в отсутствие руководства—дежурным. О всех случаях задержания граждан в пьяном виде работники милиции должны сообщать администрации и общественным организациям по месту работы, учебы или жительства правонарушителя для применения к нему предусмотренных законом мер общественного или дисциплинарного воздействия. Его поведение может быть обсуждено на собрании, послужить основанием для выступления в стенной печати. Чрезвычайно важным положением, направленным на искоренение случаев выхода на работу в нетрезвом состоянии и употребления спиртных напитков на рабочем месте, является законодательное введение административной, а при отягчающих обстоятельствах и уголовной ответственности должностных лиц за допуск к работе подчиненных им и контролируемых ими работников в нетрезвом состоянии. Это особенно относится к лицам, работающим в условиях повышенной опасности,— водителям транспортных средств, движущихся механизмов, диспетчерам и др. Действующим законодательством предусмотрена также административная ответственность за управление механическим транспортным средством в нетрезвом состоянии; передачу управления механическим наземным транспортным средством или допуск к управлению таким средством лиц, находящихся в нетрезвом состоянии; управление в нетрезвом состоянии велосипедом или гужевой повозкой; управление в нетрезвом состоянии малым плавательным средством. В частности, ст. 13, 14, 15 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. предусматривают за управление транспортными средствами в состоянии опьянения штраф от 10 до 30 р. и лишение водительских прав на срок до 2 лет при первом нарушении и штраф от 10 до 50 р. и лишение водительских прав на срок от 2 до 5 лет при повторном нарушении. Штраф до 50 р. предусмотрен для лиц, управляющих транспортом в состоянии опьянения и не имеющих водительских прав. Важнейшим актом, направленным на борьбу с пьянством и алкоголизмом, является установление строгой ответственности за вовлечение в пьянство несовершен- 203 | нолетнпх. В ст. 5, 6, 7 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. говорится, что доведение до состояния опьянения несовершеннолетних (дети, подростки и молодежь до 18 лет) родителями или иными лицами влечет штраф до 30 р., налагаемый на родителей или других лиц соответствующими комиссиями при исполкомах местных Советов народных депутатов. За те же действия, совершенные лицом, в служебной зависимости от которого находится несовершеннолетний, предусматривается уже не административная, а уголовная ответственность. Особенно строгая уголовная ответственность предусматривается за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, т. е. за систематическое доведение его до состояния опьянения — лишение свободы до 5 лет. На родителей налагается штраф за появление их детей в возрасте до 16 лет в общественных местах в состоянии опьянения. Запрещен прием на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками лиц, не достигших совершеннолетия. Таким образом, в советском законодательстве предусмотрены строжайшие меры, направленные на то, чтобы не допускать употребления спиртных напитков детьми, подростками и молодежью до 18 лет. Неукоснительно выполнение этих законоположений оградит подрастающее поколение от тлетворного влияния алкоголя. После принятия постановления Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» (1972) и соответствующего Указа Президиума Верховного Совета РСФСР государственные органы, как отмечают Л. JI. Попов и соавт. (1975), стали активнее бороться с правонарушениями, совершаемыми на почве пьянства, полнее использовать предоставленные им права по применению административно-правовых мер воздействия на нарушителей. Это привело к повышению культуры поведения, особенно в общественных местах, учреждениях, на предприятиях, к уменьшению пьянства на улицах, снижению преступности и других антисоциальных и аморальных явлений, связанных с пьянством. Изучение авторами общественного мнения населения Минска и Волгограда об эффективности противоалкогольного законодательства показало, что 2/з опрошенных граж¬ 204 |