1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
гольным традициям и опьянению. В развитии пристрастия к алкоголю (алкоголизм) важную роль играют личностные особенности (незрелость личности, внушаемость, эмоциональная лабильность, дезадаптация) и, возможно, индивидуальные особенности организма, предрасполагающие к привыканию. Следовательно, при изучении причин алкоголизма необходимо рассматривать весь комплекс условий и факторов, формирующих личность. Роль социально-гигиенических факторов в развитии алкоголизмаДо недавнего времени в литературе без достаточных оснований, утверждалось, что в условиях социалистического общества, где ликвидированы классовые противоречия, социально-экономические условия перестают служить причинным фактором пьянства и алкоголизма. В основе этого утверждения лежало механическое отождествление понятий «социальное» и «классовое». Отрицание влияния некоторых моментов на здоровье трудящихся снимает с повестки дня устранение так называемых патогенных воздействий и дезориентирует советскую медицину и здравоохранение [Ца- ТГШ^рЩщёвТТТТ7Т962, 1968]. Понятие «социальное», как отмечает В. Г1. Рожин (1962), употребляется в двух значениях: в широком смысле слова социальным принято считать всякое явление общественной жизни, к какой бы области оно ни относилось; в марксистской социологии — те общественные явления, которые относятся к области классовых, национальных, семейных и других отношений. В условиях нашей действительности, когда ликвидированы классовые причины алкоголизма, остаются некоторые, а именно социально-психологические, факторы, обусловливающие злоупотребление алкоголем среди определенной части населения. Эти факторы, как правило, субъективны. При социализме преступление, так же как и злоупотребление алкоголем, это не форма социального протеста против существующих условий жизни, а результат прежде всего нравственной деформации, интеллектуальной отсталости, низкой культуры отдельных личностей [Щелоков Н. А., 1972; ■КуДряЩсГВТТТ:, 19777Т9ЖТ}7 158 | Известный советский юрист член-корреспондент АН СССР В. Н. Кудрявцев в журнале «Государство и право» (1980) подчеркивает, что пьянство как форма антиобщественного поведения объясняется рядом социальных, психологических и медико-биологических факторов, которые в совокупности образуют «сложный механизм взаимодействующих факторов». На основное значение социально-гигиенических фак- торов в возникновении и распространёнйТГалкоголиз- ма указывают социологические и социально-гигиенические исследования последних лет [Заиграев Г. Г., 1966, 19Ш[ Левертов С. А., 1970; Петраков Б. Д., 1972; Левин Б. М., 1972; Нагаев В. В., 1972; Канеп В. В., 1973; Запорожченко В. Г., Копыт Н. Я-, 1975; Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я-, 1973, 1978; Сидоров П. И., 1979; Прядухин Ю. И., 1980, и др.]. В социалистическом обществе, по мнению многих авторов, к злоупотреблению "алкогольными" напитка-1 ми обычно ведут дефекты воспитания, нездоровые тра- 1 диции, снисходительно-благодушное отношение к пьянству значительной части населения, недостатки санитарно-просветительной и противоалкогольной работы среди населения, недостаточное воспитание в молодом поколении чувства долга перед семьей и обществом, неумение организовать свой досуг, семейные неурядицы. Пьянство появляется там, где низкая культура, плохо организованы труд и отдых, есть пробелы в воспитательной и идеологической работе. Так, В. В. Канеп (1973) считает, что алкоголизм про- 1)ытового пьянства, причины которого’«состоят в недостаточном... воспитании, в моральной неустойчивости некоторых- людей, в подражании дурным вкусам, п р и в ы ч к а м, о б ы ч а я_ш> 'Советские социологи В. В. Смирнов (1966), Г. Г.Заиграев (1966, 1968) видят причины алкоголизма в низком образовании, неумении заполнить свой досуг. Ав- торьГсомневаются в роли семьи как первичного пей-'1 будителя к алкоголизму, поскольку, по их данным, в 77,4% случаев родители не злоупотребляли алкоголем, а в 80,6 % случаев пьянство начиналось под влиянием товарищей по двору, по работе и учебе. Другие ученые не отметили связи между недостаточным образованием и злоупотреблением алкоголем, но установили на- 159 |