1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
мания уделять организации их досуга. Успех этой работы зависит от объединенных усилий педагогических, медицинских учреждений и общественных организаций. Глава VII Из истории борьбы с алкоголизмомБорьба с алкоголизмом в зарубежных странах Как только был осознан вред алкоголизма для здоровья, его отрицательное влияние на общественную и производственную жизнь, началась борьба с ним. За много столетий до нашей эры в законодательстве Китая, Египта, Древней Греции предусматривались наказания за пьянство. Пьяниц подвергали таким мерам наказания, как публичное осмеяние, бичевание, пытки и даже смертная казнь. Пьянство запрещалось буддийской и конфуцианской религиями. Согласно канонам иудаизма алкоголь мог употребляться лишь в небольших количествах в определенные религиозные праздники. Пьянство всегда осуждалось и христианством, особенно жестко в период его зарождения. Сурово преследовалась невоздержанность в отношении алкогольных напитков в Древнем Риме. Весьма суровыми были меры борьбы с пьянством и в более позднее время. Постепенное познание сущности алкоголизма и его причин показало, что наиболее распространенные до XIX столетия запретительные мероприятия как форма борьбы с алкоголизмом и пьянством не могли принести большого успеха. Относительно широкая борьба с алкоголизмом развернулась в начале XIX столетия. Классической формой этой борьбы явились общества трезвости, которые впервые были основаны в 1808 г. в Англии и Северной Америке. Эти общества с самого начала попали под влияние духовенства, и пропаганда воздержания носила отчетливо религиозный характер. Духовенство лицемерно призывало к трезвости, бичуя «грешность» и «порочность» пьянства. Деятельность обществ про¬ 170 | являлась главным образом в форме митингов и шествий, иногда весьма бурных. Так, в США во время женского крестового похода против пьянства женщины не только призывали к воздержанию, но и разрушали питейные заведения. Успех этих первых обществ был весьма незначителен, но они оказали известное влияние на уменьшение числа винокуренных заводов и сокращение торговли водкой. В 30-х годах XIX столетия противоалкогольное движение началось по всей Европе. Общества трезвости появляются в Германии, Ирландии, а позднее и в других странах Европы. В 1852 г. был основан полурели- гиозный интернациональный «Орден добрых храмовников», который требовал от своих членов полного воздержания от употребления спиртных напитков. Того же требует «Орден Синей Ленты» (Англия, Скандинавия), а также «Синий Крест», основанный в 1877 г. в Швейцарии. К началу XX века насчитывалось 16 международных объединений по борьбе с алкоголизмом. Трезвенники имели много мелких союзов, организованных среди пасторов, учителей, врачей, учеников высших школ и женщин. Хотя движение за трезвость было сравнительно широким, в большинстве стран оно не имело успеха. Потребление водки в это время увеличивается почти во всех странах. Призывы к полному воздержанию от употребления всех спиртных напитков не получают достаточного отклика. Неудачи противоалкогольного движения были в значительной мере предопределены узким сектантством противоалкогольных обществ. Это движение ограничивалось только агитацией за трезвость. Физиологическое действие алкоголя еще не было изучено, социальные причины злоупотребления им не были вскрыты, в ряде случаев трезвенники своими преувеличенными требованиями отталкивали от себя людей. Привычка к употреблению алкоголя, влияние литературы и прессы, поддерживаемые алкогольным капиталом, притупляли обеспокоенность пьянством у среднего человека. Тем не менее противоалкогольное движение в XIX веке сыграло в целом положительную роль, так как по мере своего развития оно расширяло представления об алкогольной проблеме, трактуя ее не только как личное несчастье, но и как социальную болезнь. В ряде 171 |