Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 69   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69 70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

ции. Торговый оборот от производства и продажи ал- когольных напитков составляет ежегодно 20 млрд. фр., а государство за счет налогов получает 3,5 млрд. фр. («Экспресс-информация» ВНИИМИ, 1974, № 11).

Разъяснительная работа среди населения о вреде алкоголя затруднительна, так как наталкивается, с одной стороны, на укоренившееся традиционное мнение о благоприятном действии вина, а с другой — ей противостоит реклама, распространяемая фирмами по производству и продаже алкогольных напитков.

Таким образом, интересы тех, кто расширяет производство и продажу алкогольных напитков, и тех, кто потребляет эти напитки и испытывает все последствия алкоголизма, коренным образом расходятся.

Однако следует отметить, что в последние годы во Франции сделаны определенные шаги в борьбе с пьянством и алкоголизмом. В 1954 г. был создан специальный комитет по алкоголизму. В известной мере усилиями этого комитета достигнута стабилизация «душевого потребления» алкоголя. Определенный интерес представляет такая форма борьбы с алкоголизмом, как попытка комитета выработать рекомендации по дневной норме потребления вина. В частности, комитет рекомендует для различных групп населения Франции следующие дневные нормы вина: 0,25 л для юношей в возрасте от 14 до 20 лет; 0,4 л для женщин; 0,5 л для мужчин, ведущих сидячий образ жизни, и 1,1 л для рабочих физического труда [Fleck L., 1970]. Трудно судить о научном обосновании этих норм, но как первый шаг в борьбе с пьянством и алкоголизмом они имеют определенное практическое значение.

Уровень потребления алкоголя на душу населения весьма высок в таких экономически развитых капиталистических странах, как Австрия, США, ФРГ, Бельгия, Австралия и Новая Зеландия. Средний уровень потребления алкоголя на душу населения в 1950— 1970 гг. в них составлял от 6,4 до 8,6 л в год (см. рис. 2). Для этих стран в послевоенный период характерно значительное увеличение потребления алкогольных напитков (см. табл. 1), особенно крепких, которое в Австрии, ФРГ, Бельгии, Австралии увеличилось более чем в 3 раза. По данным P. Lorenz, 26% населения ФРГ употребляет алкогольные напитки ежедневно или почти каждый день, 72% населения употребляет ал-

69

Таблица 3

Динамика потребления алкогольных напитков в США на душу населения в год, л1

Алкогольные напитки

Годы

1938

1950

I960

1970

Крепкие напитки (в пересче те на 40° водку)

4,7

5,3

5,3

6,2

Вино

4,2

5,9

6,0

7,5

Пиво

80,2

110,0

105,7

125,6

Всего (в пересчете на абсолютный алкоголь) ......

6,4

8,2

8,0

9,5

См. примечание к табл. 1.

когольные напитки в частных заведениях. По данным J. Schwarz (1975), на одного жителя ФРГ старше 15 лет приходится 1,31 л абсолютного алкоголя, что соответствует 90 бутылкам пива или 180 рюмкам крепких спиртных напитков; около 5% населения ежедневно употребляет более 100 мл абсолютного алкоголя. Как утверждает V. Faust (1976), в ФРГ процветает социально неконтролируемое семейное пьянство: алкоголь в семьях употребляется почти наравне с мясом и колбасой, но в меньших количествах, чем хлеб. В 1973 г. потреблялось пива в количестве 92 млн. гл, вина — около 20 млн. гл, крепких спиртных напитков —

5 млн. гл, что составляет свыше 12 л в год на душу населения. Мужчины употребляют алкогольные напитки в 3 раза чаще, чем женщины.

Неуклонно увеличивается потребление абсолютного алкоголя на душу населения в США (с 6,4 л в 1938 г. до 9,5 л в 1970 г.) (табл. 3).

В США увеличивается потребление всех видов алкогольных напитков; среднегодовой рост составляет 0,7% по потреблению пива, 0,9% —водки и 1,3% —вина. В структуре потребления алкогольных напитков преобладает пиво, на долю которого приходится более' 50% (в пересчете на абсолютный алкоголь). Среднее потребление алкоголя лицами старше 14 лет на 30% больше, чем 15 лет назад, и составляет 2,6 галлона (1 галлон = 3,785 л) спирта в год; 10 млн. взрослых

70



Hosted by uCoz