1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
и наблюдении за ними. Об этом свидетельствуют также и другие литературные данные [Энтин Г. М., Дроздов Э. С., Пахтер А. С., 1980; Бокин В. П., 1980, и др.]. Медвытрезвители, через которые проходит основной контингент злоупотребляющих алкоголем, как правило, сообщают о них по месту работы. Однако обратная информация от администрации и общественных организаций предприятий и учреждений о принятых мерах поступает не всегда. Зачастую она имеет вид формальной отписки. По нашим данным, 70,5% обследованных спустя 2 года после принятия к ним административных мер (штраф, задержание, направление писем по месту работы и др.) продолжали злоупотреблять спиртными напитками и совершать антиобщественные поступки. Около 20% семей признали свою беспомощность и не были уверены в эффективности общественных и административных мер. В 35%' случаев члены семьи злоупотребляющего алкоголем считали необходимым проконсультировать его у врача, но не знали, как это сделать, поскольку сам он к врачу обращаться не желает. Все это указывает на серьезные недостатки в борьбе с алкоголизмом и пьянством, которые пока в значительной степени зависят от разобщенности мер социального и медицинского воздействия па лиц, злоупотребляющих алкоголем. Специальное изучение и применение па практике некоторых организационных форм борьбы с алкоголизмом в условиях поликлиники позволили дать определенные рекомендации по совершенствованию выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, и организации наблюдения за ними по месту жительства. Вся информация о лицах, злоупотребляющих алкоголем, должна поступать в отделения милиции или общественные пункты охраны порядка по месту их жительства. На базе общественных пунктов целесообразно создавать специальные противоалкогольные комиссии, основными функциями которых должны быть: — учет и организация обязательного медицинского освидетельствования лиц, злоупотребляющих алкоголем, с целью выявления больных алкоголизмом на ранних стадиях заболевания; — разработка конкретных индивидуальных мер административного и мед1^цинского воздействия в отношении злоупотребления алкоголем; 220 | — контроль за противоалкогольной работой на участке и осуществлением мер индивидуального медико-социального воздействия. Всех злоупотребляющих алкоголем рекомендуем делить на три группы (категории учета) в зависимости от степени злоупотребления алкоголем согласно нашим критериям (см. главу I). Так, в первую группу должны входить лица с выраженными признаками алкоголизма (II—III стадии болезни), во вторую — с начальными признаками алкоголизма (I стадия болезни), в третью—лица, злоупотребляющие алкоголем без признаков алкоголизма. Такой подход позволяет составить дифференцированный план медико-социального воздействия на каждого злоупотребляющего алкоголем. Например, к злоупотребляющим алкоголем без признаков алкоголизма в основном применяют меры административно-общественного воздействия. В сочетании с индивидуальной и воспитательной работой (вызов жены, родственников, направление активистов на дом для выявления семейно-бытовых условий и др.) они принесут безусловную пользу. Сам факт постановки на учет окажет на злоупотребляющего алкоголем психотерапевтическое воздействие. По отношению к злоупотребляющим алкоголем с начальными и выраженными признаками алкоголизма наряду с административными и общественными мерами должны применяться специальные лечебные меры (обязательные или принудительные). Лица с начальными признаками алкоголизма могут проходить лечение в амбулаторных условиях, а лица с выраженными признаками алкоголизма— обязательно в стационаре с последующим поддерживающим противорецидивным лечением в амбулаторных условиях. Противоалкогольная комиссия должна периодически заслушивать на своих заседаниях отчеты представителей общественности, медицинских работников, районного нарколога, участковых инспекторов милиции и др. Это обеспечит контроль за осуществлением мер медико-социального воздействия. Создание таких комиссий на базе общественных пунктов или при каждом отделении милиции позволит решить ряд организационных вопросов борьбы с алкоголизмом и пьянством и, в частности, обеспечить явку злоупотребляющих алкоголем к наркологу для обследования. 221 |