Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 220   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220 221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

и наблюдении за ними. Об этом свидетельствуют также и другие литературные данные [Энтин Г. М., Дроздов Э. С., Пахтер А. С., 1980; Бокин В. П., 1980, и др.].

Медвытрезвители, через которые проходит основной контингент злоупотребляющих алкоголем, как правило, сообщают о них по месту работы. Однако обратная информация от администрации и общественных организаций предприятий и учреждений о принятых мерах поступает не всегда. Зачастую она имеет вид формальной отписки. По нашим данным, 70,5% обследованных спустя 2 года после принятия к ним административных мер (штраф, задержание, направление писем по месту работы и др.) продолжали злоупотреблять спиртными напитками и совершать антиобщественные поступки. Около 20% семей признали свою беспомощность и не были уверены в эффективности общественных и административных мер. В 35%' случаев члены семьи злоупотребляющего алкоголем считали необходимым проконсультировать его у врача, но не знали, как это сделать, поскольку сам он к врачу обращаться не желает.

Все это указывает на серьезные недостатки в борьбе с алкоголизмом и пьянством, которые пока в значительной степени зависят от разобщенности мер социального и медицинского воздействия па лиц, злоупотребляющих алкоголем.

Специальное изучение и применение па практике некоторых организационных форм борьбы с алкоголизмом в условиях поликлиники позволили дать определенные рекомендации по совершенствованию выявления лиц, злоупотребляющих алкоголем, и организации наблюдения за ними по месту жительства.

Вся информация о лицах, злоупотребляющих алкоголем, должна поступать в отделения милиции или общественные пункты охраны порядка по месту их жительства. На базе общественных пунктов целесообразно создавать специальные противоалкогольные комиссии, основными функциями которых должны быть:

—    учет и организация обязательного медицинского освидетельствования лиц, злоупотребляющих алкоголем, с целью выявления больных алкоголизмом на ранних стадиях заболевания;

—    разработка конкретных индивидуальных мер административного и мед1^цинского воздействия в отношении злоупотребления алкоголем;

220

— контроль за противоалкогольной работой на участке и осуществлением мер индивидуального медико-социального воздействия.

Всех злоупотребляющих алкоголем рекомендуем делить на три группы (категории учета) в зависимости от степени злоупотребления алкоголем согласно нашим критериям (см. главу I). Так, в первую группу должны входить лица с выраженными признаками алкоголизма (II—III стадии болезни), во вторую — с начальными признаками алкоголизма (I стадия болезни), в третью—лица, злоупотребляющие алкоголем без признаков алкоголизма. Такой подход позволяет составить дифференцированный план медико-социального воздействия на каждого злоупотребляющего алкоголем. Например, к злоупотребляющим алкоголем без признаков алкоголизма в основном применяют меры административно-общественного воздействия. В сочетании с индивидуальной и воспитательной работой (вызов жены, родственников, направление активистов на дом для выявления семейно-бытовых условий и др.) они принесут безусловную пользу. Сам факт постановки на учет окажет на злоупотребляющего алкоголем психотерапевтическое воздействие. По отношению к злоупотребляющим алкоголем с начальными и выраженными признаками алкоголизма наряду с административными и общественными мерами должны применяться специальные лечебные меры (обязательные или принудительные). Лица с начальными признаками алкоголизма могут проходить лечение в амбулаторных условиях, а лица с выраженными признаками алкоголизма— обязательно в стационаре с последующим поддерживающим противорецидивным лечением в амбулаторных условиях.

Противоалкогольная комиссия должна периодически заслушивать на своих заседаниях отчеты представителей общественности, медицинских работников, районного нарколога, участковых инспекторов милиции и др. Это обеспечит контроль за осуществлением мер медико-социального воздействия. Создание таких комиссий на базе общественных пунктов или при каждом отделении милиции позволит решить ряд организационных вопросов борьбы с алкоголизмом и пьянством и, в частности, обеспечить явку злоупотребляющих алкоголем к наркологу для обследования.

221



Hosted by uCoz