1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
дан считают меры борьбы с пьянством и алкоголизмом эффективными: «закон удерживает людей от пра-< вонарушений». Однако для получения научно обоснованных выводов об эффективности противоалкогольного законодательства последних лет, как отмечают авторы, необходимы специальные, более глубокие исследования. Таким образом, динамичность административно-правовых мер, их гибкость, широкий диапазон принудительного воздействия, меньшая по сравнению с уголовным наказанием репрессивность и другие особенности делают эти меры наиболее распространенным и одновременно наиболее эффективным средством борьбы с пьянством и алкоголизмом. Важным законодательным актом, направленным на борьбу с пьянством и алкоголизмом, является внесение в гражданские кодексы союзных республик статей об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками. В частности, в ст. 16 Гражданского кодекса РСФСР говорится о том, что лицо, которое вследствие злоупотребления спиртными напитками ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничено судом в дееспособности и над ним устанавливается попечительство. Это лицо без согласия попечителя не имеет права получить зарплату, пенсию и другие виды доходов, продавать, покупать, дарить, завещать и обменивать имущество. Закон предусматривает лишение родительских прав родителей, если они являются хроническими алкоголиками (ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР). Ограничение дееспособности и установление попечи- тельств над лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, особенно судебные процессы, проводимые по месту работы или по месту жительства этих лиц с участием прокурора, психиатра-нарколога, имеют большое воспитательное значение и являются одной из действенных форм борьбы с алкоголизмом [Рыбаль- ский М. И., Мурашкин Р. Н., Рудяков А. И., 1976]. Существенное место в системе противоалкогольных мероприятий занимает принудительное лечение больных алкоголизмом. Необходимость принудительного лечения объясняется тем, что значительное число больных хроническим алкоголизмом не имеют установки на прекращение употребления спиртных напит* 205 | ков, категорически отказываются от противоалкогольного лечения. Как правило, такие лица активно поддерживают алкогольные традиции и обычаи, втягивают в пьянство окружающих, особенно молодежь, склоняют к возобновлению пьянства лиц, лечившихся от алкоголизма и воздерживающихся после лечения от алкоголя. Больные этой группы, как это определено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, представляют опасность для окружающих и подлежат направлению на принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). В настоящее время во всех союзных республиках изданы и действуют приказы министерств здравоохранения о принудительном лечении и трудовом воспитании больных алкоголизмом. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков» установлено, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения РСФСР по месту их жительства. В тех же случаях, когда хронические алкоголики уклоняются от лечения или продолжают пьянствовать после лечения, нарушают трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры дисциплинарного, общественного или административного воздействия, они подлежат направлению в ЛТП для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от 1 года до 2 лет. Эта мера принуждения преследует не только лечение, но и трудовое перевоспитание больного алкоголизмом. Кроме того, принудительное лечение позволяет предотвратить совершение злостными алкоголиками антиобщественных поступков, оздоровить обстановку в семье, коммунальной квартире, поселке, микрорайоне. Вопрос о направлении в ЛТП решается народным судом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся, государственных органов, медицинских учреждений при наличии медицинского заключения о необходимости и сроках принудительного лечения данного лица в ЛТП. В Узбекской, Казахской и Литовской союзных республиках право 20G |