Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 205   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205 206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

дан считают меры борьбы с пьянством и алкоголизмом эффективными: «закон удерживает людей от пра-< вонарушений». Однако для получения научно обоснованных выводов об эффективности противоалкогольного законодательства последних лет, как отмечают авторы, необходимы специальные, более глубокие исследования.

Таким образом, динамичность административно-правовых мер, их гибкость, широкий диапазон принудительного воздействия, меньшая по сравнению с уголовным наказанием репрессивность и другие особенности делают эти меры наиболее распространенным и одновременно наиболее эффективным средством борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Важным законодательным актом, направленным на борьбу с пьянством и алкоголизмом, является внесение в гражданские кодексы союзных республик статей об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками. В частности, в ст. 16 Гражданского кодекса РСФСР говорится о том, что лицо, которое вследствие злоупотребления спиртными напитками ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничено судом в дееспособности и над ним устанавливается попечительство. Это лицо без согласия попечителя не имеет права получить зарплату, пенсию и другие виды доходов, продавать, покупать, дарить, завещать и обменивать имущество. Закон предусматривает лишение родительских прав родителей, если они являются хроническими алкоголиками (ст. 59 Кодекса о браке и семье РСФСР).

Ограничение дееспособности и установление попечи- тельств над лицами, злоупотребляющими спиртными напитками, особенно судебные процессы, проводимые по месту работы или по месту жительства этих лиц с участием прокурора, психиатра-нарколога, имеют большое воспитательное значение и являются одной из действенных форм борьбы с алкоголизмом [Рыбаль- ский М. И., Мурашкин Р. Н., Рудяков А. И., 1976].

Существенное место в системе противоалкогольных мероприятий занимает принудительное лечение больных алкоголизмом. Необходимость принудительного лечения объясняется тем, что значительное число больных хроническим алкоголизмом не имеют установки на прекращение употребления спиртных напит*

205

ков, категорически отказываются от противоалкогольного лечения. Как правило, такие лица активно поддерживают алкогольные традиции и обычаи, втягивают в пьянство окружающих, особенно молодежь, склоняют к возобновлению пьянства лиц, лечившихся от алкоголизма и воздерживающихся после лечения от алкоголя. Больные этой группы, как это определено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, представляют опасность для окружающих и подлежат направлению на принудительное лечение в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП).

В настоящее время во всех союзных республиках изданы и действуют приказы министерств здравоохранения о принудительном лечении и трудовом воспитании больных алкоголизмом. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. «О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков» установлено, что хронические алкоголики обязаны проходить полный курс специального лечения в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения РСФСР по месту их жительства. В тех же случаях, когда хронические алкоголики уклоняются от лечения или продолжают пьянствовать после лечения, нарушают трудовую дисциплину, общественный порядок или правила социалистического общежития, несмотря на принятые к ним меры дисциплинарного, общественного или административного воздействия, они подлежат направлению в ЛТП для принудительного лечения и трудового перевоспитания на срок от 1 года до 2 лет.

Эта мера принуждения преследует не только лечение, но и трудовое перевоспитание больного алкоголизмом. Кроме того, принудительное лечение позволяет предотвратить совершение злостными алкоголиками антиобщественных поступков, оздоровить обстановку в семье, коммунальной квартире, поселке, микрорайоне.

Вопрос о направлении в ЛТП решается народным судом по ходатайству общественных организаций, коллективов трудящихся, государственных органов, медицинских учреждений при наличии медицинского заключения о необходимости и сроках принудительного лечения данного лица в ЛТП. В Узбекской, Казахской и Литовской союзных республиках право

20G



Hosted by uCoz