Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 188   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188 189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

чительств о народной трезвости, которые были учреждены в России по инициативе Министерства финансов одновременно с введением винной монополии. В состав губернских (уездных) комитетов попечительств входили высшие должностные лица: губернатор (председатель), управляющий акцизными сборами, управляющие палатами (контрольной, государственных имуществ, казенной) и др. Состав комитетов красноречиво говорил о том, что ни о каком общественном контроле за потреблением алкоголя народом не могло быть и речи. Эти попечительства, на содержание которых расходовались большие средства, не дали и не могли дать положительного результата в борьбе с пьянством в царской России.

Для того чтобы прочитать лекцию о вреде алкогольных напитков или устроить собрание, общество трезвости должно было получить специальное разрешение попечителя учебного округа и губернатора. Указом Сената (от 12 октября 1905 г.) были утверждены правила о публичных собраниях, согласно которым лица, желавшие устроить собрание, должны были подать об этом в полицию, исправнику или соответствующему должностному лицу прошение не позднее чем за 3 сут до его проведения. Чиновник, которому адресовалось заявление, назначал должностное лицо в качестве своего представителя для надзора [Успенский С., 1912].

Критикуя попечительства о народной трезвости, многие представители прогрессивной русской интеллигенции считали, что в основу их организации сразу же были положены ложные начала: «Недостаток общественного элемента, чисто правительственный характер этих учреждений составляют самую невыгод* ную для дела сторону организации борьбы с пьянством путем этих новых'установлений» *. Все это приводило к тому, что общества трезвости быстро распадались. Такие неудачи подрывали веру в возможность реальной борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Рост алкоголизма среди населения не мог не привлечь к себе внимания русской интеллигенции, главным образом прогрессивно настроенных врачей.

1 Труды I-го Всероссийского съезда по борьбе с пьянством.— Т. 1. СПб, 1910, с. 201.

188

В 1898 г. при «Русском обществе охранения народного здравия» для борьбы с алкоголизмом была организована специальная комиссия в составе врачей, юристов, общественных деятелей и других представителей всех больших городов и губерний страны.

В опубликованных материалах комиссии подчеркивалась связь распространения алкоголизма в России с социально-экономическими условиями [Нижегородцев М. Н., 1909]. В частности, комиссия пришла к выводу, что условия экономические, в том числе плохие условия труда и низкая заработная плата, санитарно- гигиенические (плохая пища, нездоровые жилищные условия), правовые и нравственные (недовольство личным, гражданским и политическим положением) толкают отдельные группы населения к алкоголизму. Комиссия делала робкие попытки улучшить жизнь на* селения, в связи с чем наивно представила результаты своих исследований в соответствующие правительственные органы н общественные организации. Комиссия предложила ряд мероприятий по борьбе с пьянством, однако правительство не проявило к ним никакого интереса и они не были проведены в жизнь.

Важным событием в истории русской общественной медицины был 1 Всероссийский съезд по борьбе с пьянством (28 декабря 1909 г.-—6 января 1910 г.), созванный в Петербурге по инициативе указанной комиссии. На съезд были приглашены широкие слои русской интеллигенции, члены «Русского общества охранения народного здравия», представители Академии наук, высших учебных заведений, попечительств о народной трезвости и различных обществ, а также отдельные лица, известные своей деятельностью в области изучения алкоголизма.

Съезд проходил при активном участии медицинской интеллигенции. Врачи выступали по таким важным разделам программы, как противоалкогольное законодательство, финансово-экономическая система и алкоголизм, алкоголизм и проституция, алкоголизм и школа. Большой интерес представляли доклады В. М. Бехтерева, Н. Е. Введенского, A. JI. Мендельсона, А. М. Коровина и др. [Бородин Д. Н., 1910].

Большинство выступивших на съезде врачей стояли на правильных позициях в оценке влияния социальных факторов как на происхождение и развитие алко¬

189



Hosted by uCoz