1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
возбуждать ходатайство о принудительном лечении предоставлено членам семьи и близким родственникам больного алкоголизмом. Порядок проведения медицинского обследования больных алкоголизмом для направления в ЛТП и правила составления медицинских заключений определены специальной инструкцией Министерства здравоохранения СССР. Не подлежат направлению в лечебно-трудовые профилактории лица, страдающие хроническими психическими заболеваниями, инвалиды I и II группы, беременные женщины и кормящие матери, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также несовершеннолетние. Лечение больных алкоголизмом из указанной группы осуществляется в обязательном принудительном порядке в психиатрических больницах. Таким образом, принудительное лечение является наиболее гуманной мерой, направленной на восстановление у больных алкоголизмом здоровья, трудоспособности, семейных и социальных связей, на предупреждение совершения ими преступлений и других антисоциальных поступков. Как было отмечено выше, принудительное лечение и трудовое перевоспитание лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, регулируются законодательством союзных республик. Подробный анализ этого законодательства отражен в работах юристов Ю. М. Ткачевского (1973), Д. Н. Бахрая (1973), В В. Глазырина (1973), С. Я. Улицкого (1974), Б. А. Протченко (1979) и др. Во многих работах обобщен накопленный опыт организации принудительного лечения больных хроническим алкоголизмом в ЛТП [Борисов Е. В., Булганина И. М., Качаев А. К., 1969; Энтин Г. М., 1969; Ра- хальскнй 10. Е., 1974; Гурова 3. Г., 1978; Пятов М. Д., Дембинскас С. А., Мачулис В., 1978; Струсов В. А., 1980; Тиикован Ф. А., 1980, и др.]. Все авторы подчеркивают, что в организации принудительного лечения предусматривается этапность проведения медикосоциальных реабилитационных мероприятий, необходимость обязательного использования методов активной противоалкогольной терапии и динамического наблюдения за больными после выписки их из ЛТП. Существующая система принудительного лечения не исключает, а наоборот предусматривает индивидуаль¬ 207 | ный подход к лечению и трудовому воспитанию лиц, страдающих алкоголизмом. Эффективность противоалкогольного законодательства значительно повышается, если административноправовые и гражданско-правовые меры воздействия получают прочную поддержку общественного мнения. Государственные органы и общественные организации, тесно взаимодействуя и дополняя друг друга, могут наиболее эффективно и целесообразно использовать в условиях социалистического общества как силу закона, так и силу общественного мнения, которое заключается в создании обстановки всеобщего осуждения пьяниц и алкоголиков. Созданные в 1972 г. при исполкомах районных, городских, областных, краевых Советов народных депутатов, советах министров союзных и автономных республик комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом призваны координировать деятельность всех общественных организаций и государственных органов, направленную на борьбу с пьянством и алкоголизмом, а также разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению и пресечению пьянства. Возглавляют комиссии, как правило, ответственные должностные лица, в состав комиссий входят депутаты местных Советов, представители органов охраны общественного порядка, отдела здравоохранения и др. Решения комиссий обязательны для учреждений, организаций и отдельных граждан. Комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом должны контролировать выполнение решений местных и вышестоящих органов власти по борьбе с пьянством и алкоголизмом, соблюдение правил торговли спиртными напитками, организацию противоалкогольного воспитания трудящихся, выявления, учета и лечения лиц, страдающих алкоголизмом. В случае уклонения от лечения комиссия может возбуждать перед судом ходатайство о признании таких лиц ограниченно дееспособными, лишении их родительских прав или о направлении на принудительное лечение в ЛТП. Эти комиссии руководят деятельностью противоалкогольных комиссий, созданных на предприятиях и в учреждениях, создают общественный актив, утверждают общественных инспекторов по борьбе с пьянством, обладающих определенными правами. 208 |