Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 244   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244 245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

ного просвещения, показали невысокую осведомленность населения о мерах борьбы с пьянством. По данным Д. Н. Лоранского, В. Д. Афанасьевой, Л. В. Орловского (Ш78), более половины (56,3%) обследованных ими городских жителей не знали о недопустимости употребления алкоголя' несовершеннолетними, а 13,8% родителей допускали выпивки подростков до 16-летнего возраста. Обследование учащихся 8—10-х классов дневных общеобразовательных школ Москвы и Архангельска показало, что знания подростков о влиянии алкоголя на организм являются общими и поверхностными [Копыт Н. Я., Сидоров П. П., Скворцова Е. С., 1979]. По нашим данным, большинство обследованных школьников считают алкоголь вредным для здоровья, однако понимание вредности алкоголя не останавливает их от его употребления, причем чем старше школьник, тем меньше он с этим считается (в 8-м классе употребляют алкоголь 51% учащихся, в 9-м — 70,4%, в 10-м — 81:%). Одной из причин формального знания учащихся о вреде алкоголя является низкий уровень противоалкогольной работы в школе. Из 28 обследованных школ только в 8 читались лекции на противоалкогольные темы.

Приведенные цифры указывают на недостатки в организации и проведении противоалкогольной пропаганды и требуют совершенствования ее форм и методов.

С целью разработки и осуществления мероприятий по противоалкогольной пропаганде, а также координации деятельности министерств и ведомств в этой области при Министерстве здравоохранения СССР образован Всесоюзный междуведомственный совет по противоалкогольной пропаганде под председательством заместителя министра здравоохранения СССР.

Большая роль в пропаганде здорового образа жизни и, в частности, в противоалкогольной пропаганде отводится Всесоюзному обществу «Знание».

Противоалкогольная пропаганда является одним из важных разделов работы Домов санитарного просвещения и лечебно-профилактических учреждений. К этой работе широко привлекается актив Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца [Грибауске- не Д. И., 1978; Милюков В. Д., 1978, 1980; Остальский Ю. П., 1978, и др.]. Совершенствуются формы и

244

методы этой работы. Так, например, в Москве создана сеть противоалкогольных лекториев, работающих по единой программе [Корсак Е. К, Ручкина Н. А., 1978]. Программа предусматривает комплексное освещение проблемы борьбы с пьянством и алкоголизмом (медицинские, социальные, организационные, правовые аспекты), сочетание лекционной пропаганды с обменом опыта работы противоалкогольных комиссий различных учреждений и промышленных предприятий. В 1976/77 учебном году в Москве функционировало 183 противоалкогольных лектория с охватом свыше 180 тыс. слушателей. Наряду с противоалкогольными лекториями для населения создаются специализированные лектории для подготовки председателей и членов комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Организация таких профилированных лекториев на промышленных предприятиях и в жилищно-эксплуатационных конторах способствует активизации деятельности комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, привлечению к участию в противоалкогольных мероприятиях общественности.

Большая работа по созданию и подготовке профилированного актива для проведения противоалкогольной пропаганды среди различных групп населения проводится Обществом Красного Креста РСФСР. Численность такого актива в республике достигла в 1980 г. почти. 170 тыс. человек, прошедших специальную подготовку на базе лечебно-профилактических уч- . реждений [Милюков В. Д., 1980]. Активистами Общества Красного Креста наиболее широко используются такие формы противоалкогольной пропаганды, как лекции в своих трудовых коллективах, групповые и индивидуальные беседы, подготовка и выпуск санитарных бюллетеней, оформление уголков «трезвости» и др. Как отмечает В. Д. Милюков (на основе результатов специального обследования), около 90% опрошенных предпочитают лектора по противоалкогольной пропаганде из числа активистов-пропагандистов, так как он им ближе, всегда в курсе их повседневных дел, ему можно «без стеснения... задавать такие вопросы, которые никогда бы не задали постороннему лектору».

Говоря о санитарно-гигиеническом воспитании населения и, в частности, о противоалкогольной пропа¬

245



Hosted by uCoz