1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
ленном росте и развитии организма, глубоких эндокринных сдвигах, усиленном половом созревании, формировании личности, психики повышают порог психосоциальной адаптации молодого человека к различным отрицательным влияниям социального и биологического порядка. Неблагоприятные биологические факторы (наследственная отягощенность психическими заболеваниями родителей, злоупотребление алкоголем отцом до рождения ребенка, осложненное течение беременности у матери, наличие психических расстройств у подростка, травмы головы с сотрясением мозга и др.) лишь способствуют интенсивной алкоголизации подростков. Можно говорить о первичной утрате подростками, часто употребляющими алкогольные напитки, защитных социальных механизмов, социального контроля, в силу их нравственно-этической несостоятельности и преморбидиой отягощенности, реализующих себя в условиях неблагополучной мик- росоциальной среды. Отмеченные выше особенности алкоголизации в подростково-юношеском возрасте1 требуют целенаправленной профилактической работы среди подрастающего поколения, которая должна носить комплексный патогенетический характер (с учетом комплекса факторов, способствующих алкоголизации подростков), проводиться на различных уровнях (культурно-воспитательном, медицинском, правовом и др.) и представлять собой систему скоординированной деятельности различных ведомств и служб, участвующих в ней. Между тем анализ противоалкогольной работы среди детей и подростков показывает, что мероприятия по профилактике алкоголизации подростков характеризуются разобщенностью, эпизодичностью и малой эффективностью [Богданович Л. А., 1971; Сидоров П. И., 1979; Копыт Н. Я-, Сидоров П. И., Скворцова Е. С., 1979, и др. |. Вот почему формированию трезвеннических установок у подрастающего поколения мы придаем особое значение и выделяем его в одно из основных направлений первичной профилактики алкоголизма (см. схему 2). Одним из важных 1 Подробно эти вопросы рассмотрены нами в научном обзоре «Причины и особенности алкоголизации в подростково-юношеском возрасте». ВНИИМИ / Под ред. 10. П. Лисицына.— М., 1980. 248 | путей формирования трезвеннических установок является система противоалкогольного просвещения в школе, которая является частью общего санитарно-гигиенического воспитания школьников. На основе анализа противоалкогольной работы в школе нами была разработана и апробирована в школах Москвы и Архангельска программа противоалкогольного воспитания школьников [Копыт Н. Я., Сидоров П. И., Скворцова Е. С., 1979], которая предусматривает постепенное, с учетом возрастных особенностей учащихся, раскрытие перед ними различных аспектов отрицательного влияния алкоголя на здоровье человека и на жизнь общества в целом. В основу противоалкогольной воспитательной работы в школе должны быть положены следующие принципы: 1) противоалкогольное воспитание в школе следует рассматривать как целостную систему нравственного воздействия на сознание детей, направленного на формирование нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма; 2) противоалкогольное просвещение учащихся должно проводиться на протяжении всех 10 лет обучения школьника с учетом психологических особенностей возрастных групп и содержания изучаемых предметов; 3) начинать противоалкогольное обучение необходимо с 1-го класса, так как процесс активной выработки установок на употребление алкогольных напитков у детей начинается с 8—9 лет; 4) противоалкогольное просвещение должно охватывать также и родителей школьников, среди которых бытует мнение, что небольшие дозы алкоголя безвредны для детей. Исходя из этих принципов, на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения II МОЛГМИ были подготовлены специальные методические рекомендации1, в которых содержится примерная тематика и раскрывается методика проведения лекций и бесед по противоалкогольному просвещению не только 1 Методические рекомендации по организации антиалкогольного просвещения в школе. М3 РСФСР, 2-й Московский мед. ин-т/Е. С. Скворцова — М., 1978. 219 |