1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 | |
сии подчеркнули универсальный характер проблемы и призвали страны усилить борьбу с алкоголизмом. Законодательные акты, регулирующие производство спиртных напитков и торговлю ими, неодинаковы в разных странах. В Финляндии, Норвегии и Швеции государство частично или полностью монополизировало производство и распределение алкоголя. Доход от продажи спиртных напитков в Финляндии поступает в фонды социального обеспечения и местных властей и идет на нужды пропаганды трезвости и оказание помощи лицам, страдающим алкоголизмом, и их семьям. Все производство спиртных напитков и торговля ими находятся под контролем Министерства социальных дел, а при большинстве муниципалитетов есть советы по проблемам, связанным с алкоголизмом на местах. В Норвегии создан Государственный совет трезвости, работающий в контакте с соответствующими правительственными департаментами. Совет координирует деятельность муниципальных советов трезвости, в функции которых входит оказание помощи лицам, страдающим алкоголизмом, и противоалкогольная пропаганда. Продажа алкоголя в основном монополизирована, а прибыли расходуются на общее социальное развитие и поступают в фонд трезвости. В Швеции спиртные напитки разрешается продавать только в пунктах, находящихся в ведении компании государственной торговли. Особое внимание в Скандинавских странах уделяется воспитанию молодежи, пропаганде идей трезвости в школе и среди водителей транспорта. В Норвегии каждый шестой житель является членом общества трезвости, в Швеции — каждый восемнадцатый [Christil N., 1967]. Во многих странах лицам, находящимся в состоянии опьянения, спиртные напитки не продают. В Швейцарии их не продают психически больным и лицам, состоящим на социальном обеспечении, в Швеции — занесенным в список злоупотребляющих и осужденным за алкогольные правонарушения в течение последних 12 мес (в этом списке в 1970 г. состояло более 13 тыс. человек). Большое внимание пропаганде идей трезвости уделяется в Нидерландах: ежегодно проводится день трезвости, когда во всех учебных заведениях и обще¬ 177 | ственных местах читают лекции, проводят собрания, показывают кинофильмы, посвященные борьбе с алкоголизмом и пьянством. Всю антиалкогольную работу в этой стране координирует консультативный центр при министерстве социальных дел. Противоалкогольная пропаганда в большинстве стран не ставит задачей полное воздержание от алкоголя: предполагается, что это нереально. Так, Национальная академия медицины Франции призывает население лишь соблюдать норму: 0,75 л красного вина в день для здорового мужчины, 0,5 л для женщины и подростка при полной трезвости детей. Государственная монополия на производство и торговлю спиртными напитками в большинстве стран преследует экономическую выгоду, а не контроль за потреблением. Продажа спиртных напитков приносит от 6 до 10% национального дохода [Moser J., 1974]. D. Faris (1974) сравнивает государственную монополию на продажу алкогольных напитков с военно-промышленным комплексом, который наживается на войне. Вот почему противоалкогольная политика контроля за уровнем потребления алкогольных напитков во многих странах встречает серьезные препятствия. Вместе с тем, как отмечает J. De Lint (1977), даже малые законодательные ограничения, касающиеся производства различных алкогольных напитков, расположения и типа рынков сбыта, часов торговли, организация культуры распивочных мест (создание соответствующей обстановки, культурные развлечения и др.) оказывают существенный эффект на уровень потребления алкоголя. Существуют различные программы борьбы с алкоголизмом общественных и частных организаций. Во Франции, например, имеется Национальный комитет по борьбе с алкоголизмом, который в 1976 г. располагал 46 центрами «алиментарной гигиены» [Wieser М., 1978]. Комитет осуществляет надзор за производством спиртных напитков и в сотрудничестве с Министерством здравоохранения координирует политику различных министерств по этим вопросам. Лечение больных алкоголизмом с 1955 г. возложено на психиатрические диспансеры. Они проводят противоалкогольную работу среди населения. При диспансерах создан актив из прошедших лечение больных. Как отмечают R. Rapert, 178 |