Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм - М:Медицина, 1983 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 177   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177 178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224  225  226  227  228  229  230  231  232  233  234  235  236  237  238  239  240  241  242  243  244  245  246  247  248  249  250  251  252  253  254  255  256  257  258  259  260  261  262  263 

сии подчеркнули универсальный характер проблемы и призвали страны усилить борьбу с алкоголизмом.

Законодательные акты, регулирующие производство спиртных напитков и торговлю ими, неодинаковы в разных странах. В Финляндии, Норвегии и Швеции государство частично или полностью монополизировало производство и распределение алкоголя. Доход от продажи спиртных напитков в Финляндии поступает в фонды социального обеспечения и местных властей и идет на нужды пропаганды трезвости и оказание помощи лицам, страдающим алкоголизмом, и их семьям. Все производство спиртных напитков и торговля ими находятся под контролем Министерства социальных дел, а при большинстве муниципалитетов есть советы по проблемам, связанным с алкоголизмом на местах.

В Норвегии создан Государственный совет трезвости, работающий в контакте с соответствующими правительственными департаментами. Совет координирует деятельность муниципальных советов трезвости, в функции которых входит оказание помощи лицам, страдающим алкоголизмом, и противоалкогольная пропаганда. Продажа алкоголя в основном монополизирована, а прибыли расходуются на общее социальное развитие и поступают в фонд трезвости.

В Швеции спиртные напитки разрешается продавать только в пунктах, находящихся в ведении компании государственной торговли. Особое внимание в Скандинавских странах уделяется воспитанию молодежи, пропаганде идей трезвости в школе и среди водителей транспорта. В Норвегии каждый шестой житель является членом общества трезвости, в Швеции — каждый восемнадцатый [Christil N., 1967].

Во многих странах лицам, находящимся в состоянии опьянения, спиртные напитки не продают. В Швейцарии их не продают психически больным и лицам, состоящим на социальном обеспечении, в Швеции — занесенным в список злоупотребляющих и осужденным за алкогольные правонарушения в течение последних 12 мес (в этом списке в 1970 г. состояло более 13 тыс. человек).

Большое внимание пропаганде идей трезвости уделяется в Нидерландах: ежегодно проводится день трезвости, когда во всех учебных заведениях и обще¬

177

ственных местах читают лекции, проводят собрания, показывают кинофильмы, посвященные борьбе с алкоголизмом и пьянством. Всю антиалкогольную работу в этой стране координирует консультативный центр при министерстве социальных дел.

Противоалкогольная пропаганда в большинстве стран не ставит задачей полное воздержание от алкоголя: предполагается, что это нереально. Так, Национальная академия медицины Франции призывает население лишь соблюдать норму: 0,75 л красного вина в день для здорового мужчины, 0,5 л для женщины и подростка при полной трезвости детей.

Государственная монополия на производство и торговлю спиртными напитками в большинстве стран преследует экономическую выгоду, а не контроль за потреблением. Продажа спиртных напитков приносит от 6 до 10% национального дохода [Moser J., 1974]. D. Faris (1974) сравнивает государственную монополию на продажу алкогольных напитков с военно-промышленным комплексом, который наживается на войне. Вот почему противоалкогольная политика контроля за уровнем потребления алкогольных напитков во многих странах встречает серьезные препятствия. Вместе с тем, как отмечает J. De Lint (1977), даже малые законодательные ограничения, касающиеся производства различных алкогольных напитков, расположения и типа рынков сбыта, часов торговли, организация культуры распивочных мест (создание соответствующей обстановки, культурные развлечения и др.) оказывают существенный эффект на уровень потребления алкоголя.

Существуют различные программы борьбы с алкоголизмом общественных и частных организаций. Во Франции, например, имеется Национальный комитет по борьбе с алкоголизмом, который в 1976 г. располагал 46 центрами «алиментарной гигиены» [Wieser М., 1978]. Комитет осуществляет надзор за производством спиртных напитков и в сотрудничестве с Министерством здравоохранения координирует политику различных министерств по этим вопросам. Лечение больных алкоголизмом с 1955 г. возложено на психиатрические диспансеры. Они проводят противоалкогольную работу среди населения. При диспансерах создан актив из прошедших лечение больных. Как отмечают R. Rapert,

178



Hosted by uCoz