Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 105   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

рекомендация дается не только для того, чтобы предотвратить возможность использования упрощенной, часто неточной

и, возможно, приводящей к обратным результатам информационной деятельности этого типа. Распространяемая таким путем информация, даже когда она хорошо подготовлена, неизбежно достигает самых различных аудиторий и может быть «услышана» совершенно по-разному, обычно избирательно, часто поддерживая уже сложившиеся'мнения и представления слушателя. Повторное распространение информации о незнакомой ситуации, независимо от того, носит ли эта информация положительный или отрицательный характер, может оказаться достаточным, чтобы увеличить притягательность этой ситуации и интерес к ней.

7. Следует проводить четкое разграничение между информационной деятельностью и мерами санитарного просвещения, отдавая предпочтение последнему как одному из возможных методов развития у представителей той или иной группы правильного представления о сложном взаимодействии факторов, связанных с употреблением наркотиков. Информационная деятельность в оснозном обеспечивает односторонний поток информации — от «источника» к предполагаемому «потребителю». Она обычно не дает возможности «потребителю задавать вопросы, выяснять положение, выражать своп собственные интересы или потребности или рассеивать любые сомнения или опасения, которые могут быть вызваны переданной информацией. С другой стороны, деятельность в области санитарного просвещения создает возможность для двустороннего общения, приобретения знаний и разрешения проблем. Однако эффективность различных видов санитарного просвещения в профилактике злоупотребления наркотиками пока не подвергалась оценке.

4.4 Условия окружающей среды

1. Каждое общество, где осуществляется профилактическая программа, дрлжно осуществлять контроль на периодической или, что предпочтительно, на постоянной основе за характером и масштабами проблем, связанных с употреблением наркотиков в этом обществе, а также личными и социально-культурными факторами, обусловливающими их появление. Связанные с наркотиками проблемы носят динамичный характер. На них оказывают воздействие изменения в способе и характере употребления наркотиков, а также предусмотренные или случайные последствия профилактического и терапевтического вмешательства.

' 2. Санитарно-просветительная и другая деятельность (см. раздел 4.1, рекомендация 4 б) должна проводиться в

105

целях оказания помощи работникам различных учреждений и служб в развитии правильных представлений о сложном взаимодействии личностных, фармакологических и социальнокультурных факторов, связанных с поведением под воздействием наркотиков., с тем чтобы эти лица могли: а] оказывать поддержку деятельности необходимых профилактических и терапевтических служб и б) воздействовать личным примером или иными способами на эволюцию традиционных взглядов на употребление наркотиков, не способствуя при этом, будь то вольно или невольно, якобы «сдерживающей» практике, которая может оказаться более вредной для общества и отдельных лиц, чем та или иная форма употребления наркотиков, с которой ведется борьба. Это требует, в частности, переоценки сложившейся практики, которая активно поощряет употребление наркотических средств, такой, как широкая, реклама, например,''.спиртных напитков, определенных табачных издёлий и лекарственных средств, оказывающих влияние на психику. В . пределах возможного такого рода реклама должна быть упразднена.

3.    Необходимо обеспечить наличие действенных альтернатив для лиц, употребляющих наркотики. При определении таких альтернатив необходимо стремиться выяснить потребности и интересы лиц, которым они предлагаются. Чтобы быть привлекательной, такая альтернатива должна удовлетворять одну или более основных потребностей, ради которых организуется большая часть индивидуального и группового поведения и которые часто обусловливают употребление наркотиков.

4.    При рассмотрении возможности использования наказания в качестве меры сдерживания распространения злоупотребления наркотиками необходимо принимать во внимание следующее: а) несмотря на значительный опыт, нет данных о том, что карательные санкции или страх перед ними могут удерживать наркоманов от продолжения употребления наркотиков при наличии такой возможности; б) степень, в которой угроза наказания удерживает здоровых людей от употребления вызывающих зависимость средств в форме, обусловливающей наблагоприятные ■ последствия (например, управление автомобилем в состоянии интоксикации), весьма неопределенна, но такого рода сдерживающее влияние, если оно существует,, вероятно, в большей мере определяется: неотвратимостью наказания, чем его тяжестью); в) карательные санкции обычно влекут за^собой определенные затраты для общества и нередко дорого обходятся тем, против кого они направлены; г) юридические санкции и другие социальнокультурные методы борьбы с теми, кто нарушает законы и

106



Hosted by uCoz