психотропные средства, принимаемые в отдельности или в комбинации с алкоголем, приобретают возрастающее значё^ ние в этой связи, поскольку они употребляются все большей частью населения. Действительно, некоторые исследования свидетельствуют о том, что на долю лиц, употребляющих некоторые лекарственные средства (стимуляторы, депрессаН' ты, транквилизаторы, а также алкоголь), приходится большее число несчастных случаев, чем можно было бы ожидать, для их возрастных групп, пола и воздействия дорожных условий (расстояния, пройденного за рулем) Кроме того,, алкоголь и некоторые седативные средства обладают свойством потенцировать действие друг друга, т. е. их комбинированное воздействие является не просто аддитивным 2. Очевидно, что программы профилактики дорожного травматизма, связанного с употреблением алкоголя, являются наиболее целесообразными и должны пользоваться приоритетом в районах с развитым автотранспортом, где социальные условия способствуют употреблению алкоголя в умеренной или .значительной степени. в) Экономические последствия Экономические последствия связанных с употреблением алкоголя заболеваний для служб здравоохранения различных стран весьма значительны. Проведенные во Франции, Канаде, Финляндии и США исследования показывают, что в общем числе госпитализированных больных* доля пациентов с.- заболеваниями, связанными с употреблением алкоголя, колеблется в пределах 10—15%* В одной стране более 40%. всех расходов на службы здравоохранения приходится на лечение заболеваний, связанных с употреблением алкоголя,, и около 50% всех больничных коек занято пациентами, страдающими такого рода заболеваниями3. Важно отметить,, что эти цифры не отражают влияние таких факторов, как расходы на решение; проблем, связанных с употреблением алкоголя, по различным программам в области социального обеспечения, экономические потери в промышленности из-за отсутствия на работе или производственного травматизма и потери в связи с несчастными случаями на дорогах с последующим^ травматизмом и смертью; все эти потери, как известно, значительны. Например, исследования в Канаде и США показали, что алкоголь является важным причинным фактором примерно в 50% случаев дорожного травматдзма со> 1 Smart, R. G., Schmidt, W. a. Bateman, К. (1969) /. Safety Res., 1 (2), 67-73. * 2 Kieholz, P., Goldberg, L., Obersteg, J. I., Poldinger, W., Ramseyer, A. a. Schmid, P. (1969) Dtsch. med. Wschr., 94, 301—306. 3 Bresard, M. (1969) Rev. Alcool., 15, 81—96. 82 |
смертельным исходом К Подсчет всех потерь, связанных с употреблением алкоголя, возможно, показал бы, что в некоторых странах их сумма превы'шает общую сумму правительственных доходов от продажи алкогольных напитков. Хотя имеющиеся сегодня данные не указывают на то, что система правительственной монополии'2 по сравнению с системой лицензий эффективнее регулирует уровни потребления алкогольных напитков, эта система препятствует пролиферации групп, заинтересованных в росте употребления алкоголя и потому противодействующих развертыванию эффективных, программ профилактики, связанных с этим употреблением проблем. 3.6.2 Употребление отдельных видов алкогольных напитков Широко распространено мнение, что в странах, где предпочтение отдается пиву или вину, существует меньше проблем, связанных с употреблением алкоголя, чем в странах, где предпочитают крепкие спиртные напитки. Исходя из этой предпосылки, некоторые правительства разработали политику дифференцированного налогообложения с целью способствовать потреблению пива и/или вина в противовес напиткам с более высоким содержанием алкоголя. Изучение литературных источников 'и статистических данных по различным раойнам не дает веских оснований в поддержку этого утверждения3’4. Из табл. 2 (см. с. 77) можно видеть, что страны с более высоким средним уровнем потребления алкоголя — это не обязательно те страны, где наибольшая часть потребляемого алкоголя обусловлена крепкими спиртными напитками. Согласно данным табл. 2, корреляция между употреблением алкоголя на душу «населения и показателем смертности от цирроза печени очень значительна (Р^0,001), причем 1 Campbell, Е. (1969) Mod. Med. (Minneap.), 24. 35—42; United States Department of Transportation (1968) 1968 Alcohol and highway safety report. A study transmitted by the Secretary of the Department of Transportation for the Congress, in accordance with the requirements of Section 204 of the Highway Safety Act of 1966, Public Law 89—564, Washington, D. C., Government Printing Office, p. 14. 2 Различные правительственные меры по борьбе с пьянством и их эффективность подробно обсуждается в работе Popham, R. Е., Schmidt, W. a. de Lint, J. (1974); The effects of legal restraint on drinking. In: Kis- sin, B. & Begleiter, H., ed., Biology of alcoholism, vol. IV: Social biology, New York, Plenum Publishing Corp. (in press). 3 de Lint, J. & Schmidt, W. (1971) The epidemiology of alcoholism. In: Mardones, J. & Israel, Y., exd., Basic aspects of alcoholism, New York, John Wiley a. Sons. 4 Полезность замены алкогольных напитков с содержанием алкоголя 5% ;и .выше напитками с таким низким содержанием, как 1—2%, и поощрения такой практики, однако, требует дальнейшей проверки. 83 |