■•{см. 3.2); должны быть установлены очередность и сроки получения ближайших и перспективных результатов. 4. Должны быть определены критерии и другие количественные показатели для последующей оценки степени успеха в достижении каждой цели. 5. Широкомасштабные программы должны основываться на научно обоснованных предпосылках. Там, где такого рода предпосылки отсутствуют, предложенный метод или подход должен быть сначала использован на экспериментальной основе и применяться в более широких масштабах только после того, как будет подтверждена его ценность. Если такая экспериментальная проверка невозможна (например из-за недостатка времени или трудностей с организацией контроля), широкомасштабная программа должна проводиться только в том случае, если она основывается на рабочих гипотезах, разделяемых компетентными лицами (см. пункт 2 выше), представляющими по крайней мере 3 или 4 различных специальности. 6. Необходимо предусмотреть развертывание деятельности в нужной последовательности, например, в отношении: а) масштабов программы (от ограниченных к более широким или к охвату дополнительных целевых групп, географических районов или типов наркотиков); б) подготовки персонала (необходимый персонал должен быть обучен до начала осуществления дополнительных видов деятельности) и в) обеспечения наличия консультативных, лечебных и других служб до начала мероприятий по выявлению случаев лекарственной зависимости. Очевидно, проведение профилактических мероприятий, направленных в первую очередь на ограничение доступности наркотиков, потребует участия других специалистов, организаций и учреждений, а не тех, которые участвуют в осуществлении профилактических мер, касающихся главным образом отдельных лиц и малых групп или окружающей среды. Проведение совместных мероприятий будет значительно облегчено, если представители общественности, которые должны непосредственно участвовать в профилактической программе, и другие лица, которые способны повлиять на формирование социально-культурных условий, будут иметь возможность ознакомиться с целями программы, методами ее осуществления, а также с ее предпосылками до развертывания основных мероприятий; короче говоря, необходимо стремиться к созданию в возможно более широких масштабах атмосферы взаимопонимания и общей «философии». 91 |
К числу организаций и учреждений, которые могут вне^ сти наибольший вклад в совместные мероприятия, относятся службы здравоохранения и социальные службы, а также- учреждения просвещения (как официальные, так и неофициальные), судебно-политические и законодательные органы. Они существуют почти при всех общественных формациях. Во многих странах для этого также должны использоваться специальные молодежные организации. Нельзя пренебрегать- также сотрудничеством экономистов, социологов, этнографов, профсоюзных лидеров и служителей церкви. Функция оценки специально рассматривается в разделе' 3.8. Здесь только отмечается, что для получения объективной оценки программ в число осуществляющих ее людей должны входить лица, которые не только знакомы с методами оценки и типом подвергающейся оценке профилактической деятельности, но и не участвуют непосредственно в осуществлении' оцениваемой программы. 3.7.2 Средства содействия совместным мероприятиям Прежде всего необходимо провести различие между родственной деятельностью, осуществляемой путем сотрудничества или даже интеграции, с одной стороны, и координацией или даже действительным слиянием организационных структур — с другой. Последнее является лишь одним из возможных методов содействия обеспечению координированного и гармоничного обслуживания; однако координация не всегда действует в этом направлении, и даже когда это так, обычно требуется еще больше усилий для обеспечения успеха. Во всяком случае маловероятно, что правительственные организации и учреждения, не говоря уже об организациях добровольных, будут стремиться действовать в первую очередь именно в этой области. Совместная деятельность должна фокусироваться на проведении в жизнь определенных мер, направленных в первую, очередь на достижение специфических целей. К числу таких возможных мер относятся: а) различные действия или политика, имеющие целью профилактику употребления наркотиков, ведущего к возникновению проблем!; б) профилактические и другие средства сокращения масштабов и серьезности проблем, с которыми сталкиваются лица, уже приобщившиеся к употреблению наркотиков (например, лечение и реабилитация наркоманов и пресечение незаконной торговли наркотиками); и в) вся связанная с наркотиками и близко относящаяся к ним деятельность в таких областях, как санитарное просвещение, здравоохранение и социальное обеспечение. Цели могут быть определены: а) по отношению к географическому или политико-административному району 92 |