Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 58   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

до сведения этой группы с помощью профессионального журнала, может действительно оказаться полезной и в то же время относительно свободной от непреднамеренного и нежелательного «побочного действия».

Сведения, распространяемые через массовые средства информации, даже когда они хорошо подготовлены, будут доходить до многих групп, для которых их доведение совсем не обязательно. Одиночное сообщение может быть «услышано» совершенно по-разному различными группами и лицами и часто воспринято не так, как предполагалось. (Например, одно не очень хорошо обдуманное сообщение указывало, что только шестиразовое употребление героина приводит к «зависимости». В соответствии с этим некоторые «новые» наркоманы заявляли впоследствии, что они в течение длительного времени хотели испытать на себе действие героина, но действительно поступили так только после того, когда поняли, что его можно принимать безопасно 5 раз). Преднамеренное использование средств массовой информации в попытке информировать об опасности наркотиков общественность и потенциальных наркоманов, чтобы последние отказались от определенных или всех видов употребления наркотиков, — хороший пример упрощенного подхода к сложной проблеме, подхода, который может, к сожалению, привести к обратному результату. Это не означает, что в районах, где широко распространено употребление наркотиков, не следует использовать средства массовой информации для доведения до сведения лиц, страдающих зависимостью от наркотиков, данных об источниках помощи или для срочного предупреждения наркоманов о появлении на «улице» опасно загрязненных наркотических средств. Помочь этим лицам избежать использования таких средств равносильно спасению их жизни. Передача сообщений о загрязненных наркотиках также, оказывает негативное воздействие на взаимоотношения между наркоманами и лицами, сбывающими наркотики.

Обзор программ информации о наркотиках в США1 характеризует широко распространенный тип программы профилактического «просвещения», которая часто является начальным — и неудовлетворительным — подходом к профилактике наркомании, образным сравнением «пулеметная очередь». Такие программы, по-видимому, основываются на ложной предпосылке, что периодические «инъекции» информации и другие поверхностные разрозненные меры могут предупредить возникновение сложных и явно плохо понимаемых проблем.

1 Chow, S., Ertle, V. a. Keyes, _D. (1972) Drug education, Washington, D. C., United States Department of Health, Education and Welfare, National Institute of Education- (PREP report No. 36).

58

«Часто высказывается мнение, что в борьбе с лекарственной зависимостью можно ограничиться проведением простых программ по санитарному просвещению, имеющих целью распространение информации о вызывающих зависимость средствах. Однако, данных подтверждающих это мнение, нет, а есть много оснований считать его сомнительным»1. Информация сама по себе, какой бы точной, правдоподобной и релевантной она ни была, не будет воздействовать на поведение людей, если они не смогут увязать ее со своим собственным опытом, восприятиями, чувствами, мироощущением и образом жизни. Этого можно добиться с помощью многочисленных и разнообразных методов, начиная от метода дискуссионных групп и кончая методом публичных диспутов. Какой бы метод ни использовался, он должен быть адаптирован к представлениям, а также к социальным, этническим и культурным характеристикам конкретной группы. Информация о наркотиках не должна сообщаться большим или даже небольшим группам слушателей без предоставления возможности желающим обсудить со знающим специалистом тот или иной вопрос в достаточно небольшой по составу группе, обеспечивающей возможность эффективного двустороннего обмена мнениями. В этой связи и был принят подход с позиций санитарного просвещения.

б) Программы санитарного просвещения

Ранее было отмечено, что санитарное просвещение часто, но совершенно необоснованно приравнивается к информации, и поскольку «традиционные» попытки изменить поведение с помощью плохо продуманных и неэффективно осуществленных программ информации привели к разочарованию, оба этих вида деятельности стали непопулярными.

Санитарное просвещение является двусторонним процессом, в котором приобретение знаний и серьезного отношения к жизни более важно, чем накопление фактов. Этот процесс не ограничен классной комнатой. Он основывается на том, что лица, которым адресована программа, должны активно участвовать в ее осуществлении, оценке и модификации. Этот процесс имеет целью усовершенствование навыка принятия решений, сообщение правильных представлений и их претворение в жизнь, а также развитие способности справляться с трудными ситуациями. Санитарное просвещение связано с проблемами роста и развития, и деятельность в этой области должна строиться с учетом уровня развития, социаль- но-культурных характеристик и интересов тех лиц, среди которых она проводится. При этом нельзя игнорировать со¬

1 Серия техн. докл. ВОЗ, 1972, № 460, с. 43 (раздел 3.4.2).

59



Hosted by uCoz