Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 65   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

а) Законодательный подход

Законодательные и регулирующие меры могут иметь целью ограничение доступности вызывающих лекарственную зависимость средств; санкционирование или поощрение развития лечебных служб, а также исправительных и карательных учреждений; обеспечение принудительного лечения лиц, употребляющих вызывающие лекарственную зависимость средства пагубным или незаконным путем; наказание за применение наркотиков или действия, связанные с их применением (например, хранение или продажа «небольших» количеств наркотиков); наказание и/или изоляцию лиц, торгующих наркотиками; удерживание других лиц от употребления или продажи наркотиков.

Меры, ограничивающие доступность наркотиков, рассматриваются в разделе 3.3. Важность создания служб лечения, исправления и принуждения сама собой разумеется. Однакс мнения расходятся относительно того, какое значение следует придавать той или иной службе, а также относительно полезности конкретных методов для каждой из них.

Что касается принудительного лечения наркоманов, то Комитет пришел к мнению, что содержащийся в его восемнадцатом докладе вывод, «. . . что клинические данные не позволяют судить о целесообразности различных форм принудительного лечения, однако . . . сама по себе принудительная госпитализация, хотя эта мера применялась довольно часто, не дает положительных результатов» все еще сохраняет силу.

Отмечая также замечания и выводы относительно «наказания за употребление наркотиков или действия, связанные с их применением» 2, содержащиеся в докладе исследовательской группы ВОЗ по проблемам молодежи и наркотиков, Комитет в целом согласился с ними и суммировал свои взгляды следующим образом.

1.    Применение карательных мер по отношению к страдающим лекарственной зависимостью лицам, обычно не удерживает их от возобновления употребления наркотиков, когда это оказывается возможным.

2.    Угроза даже более жесткого наказания обычно не удерживает страдающего лекарственной зависимостью индивидуума от продолжения использования наркотиков таким способом, который наиболее вероятно ассоциируется с неблагоприятными последствиями.

1    Серия техн. докл. ВОЗ, 11972, N° 460, с. 37 (раздел 3.3.5).

2    Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, № 516, с. 43—45 (раздел 5.3.4).

5—1533

65

3.    По всей вероятности, степень, в которой, лица, не употребляющие наркотиков, экспериментирующие с их приемом или употребляющие их нерегулярно, будут воздерживаться от использования; наркотиков в силу страха перед существующими карательными мерами (принудительное задержание, и тюремное заключение), определяется скорее возможностью их применения, чем. строгостью -этих мер. Доля не страдающего лекарственной зависимостью населения, которое будет воздерживаться от -применения наркотиков из боязни возможного наказания, несомненно, также изменяется в зависимости от вида наркотика, а также времени и места исполь- зовандя. Однако в целом можно считать, что существование юридических санкций поможет сократить социальную приемлемость наркотиков.

4.    «Очень важно, чтобы расхождения между официальной политикой и ее воплощением в жизнь были минимальными» *.

5.    «В ситуациях, где наказание применяется за использование вызывающих зависимость средств в немедицинских целях, такое наказание должно быть соизмеримо с тяжестью преступления, иными словами, с тем фактическим или потенциальным,ущербом, который наркоман нанес другим или себе».^Строгие;меры наказания за хранение малых количеств наркотиков, предназначенных для личного употребления, не более целесообразны, чем мягкие наказания для крупных торговцев наркотиками, которые несут большую ответственность за распространение лекарственной зависимости, сами являясь или ^не являясь при этом наркоманами. «В свете предшествующих наблюдений 1) эффективности наказания как средства устрашения, 2) целесообразности устранения расхождений между политикой и ее воплощением и 3) важности соответствия наказания и преступления, можно сделать вывод, что тюремное заключение за обладание небольшим количеством вызывающих зависимость средств для личного употребления кажется. .неподходящим в большинстве случаев»2.

Комитет также согласился с тем, что , «следует приложить усилия, чтобы употребление наркотиков само по себе не считалось уголовным преступлением в судопроизводстве, где такие действия считаются преступлением»2. Одна из причин этого з'аключается в том, что «целесообразно было бы лиц, употребляющих наркотики, и «помогающий им персонал» вводить в контакт на добровольной основе. До тех

1    Серия техпгдшл. ВОЗ; 1:974/№ 516, ,р. 44 (раздел 5.3:4).

2    Серия техн. докл: ВОЗ^1974; №5Г6,'с. 44—45 (раздел 5.3.4).



Hosted by uCoz