Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 93   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

(например, в масштабе страны, округа, района, участка), <б) по отношению к определенным лицам (представителям общественных органов, членам определенных профессиональных групп, индивидуумам и группам, подверженным высокому риску вовлечения в такое употребление наркотиков, которое связано с возникновением различного рода проблем)' и

в) с учетом доступности или распространения определенного наркотика (например, алкоголя или другого местного наркотика по сравнению с другими наркотиками, употребление которых в данном обществе не принято).

Возникает также вопрос о том, как наилучшим образом координировать новые виды деятельности с традиционной деятельностью в области профилактики. Методы выхода на места, «контакта» и другие методы раннего выявления случаев наркомании наряду с организацией помощи попавшим в беду людям в разрешении личных проблем являются иллюстрацией такого рода новых подходов. Поскольку многие противопоставляющие себя обществу лица неохотно обращаются за помощью в учреждения «истэблишмента», ассоции- рущиеся в их представлении с господствующей культурой, некоторые виды обслуживания должны обеспечиваться в нетрадиционной форме. Это может делаться даже в тех случаях, когда новый вид обслуживания частично или полностью осуществляется имеющимися учреждениями здравоохранения или социального обеспечения. «Новые» и «более старые» службы должны дополнять друг друга и действовать совместно и гармонично. Сомнительно, чтобы та или иная из них могла бы успешно выполнять свои функции, если бы они были полностью интегрированы с самого начала. Однако вполне допустимо, что более полная интеграция, если она окажется желательной, может быть осуществлена на более позднем этапе.

Используется ряд методов содействия согласованию действий отдельных сотрудничающих организаций, непосредственно ответственных за осуществление программы. К их числу относятся следующие.

1) Создание тщательно подобранных советов, временных или постоянных комитетов на различных уровнях общественной структуры для оказания помощи в сборе данных и в планировании и осуществлении программ, например:

а) представительных консультативных органов, занимающихся техническими аспектами программы;

. б) представительных консультативных органов, занимающихся в первую очередь улучшением общественных связей в рамках программы;

в) координирующих органов (особенно межучрежденчес- кого характера), занимающихся «увязыванием» мероприя-

93

тий различных организаций и учреждений, направленных, на достижение единой цели, и

г) контролирующих органов, обладающих полномочиями не только оказывать консультативную помощь и содействие добровольному сотрудничеству, но и осуществлять, контроль за проводимой политикой и связанными с нек> расходами.

2. Осуществление совместных мероприятий с целью наблюдения и подготовки кадров как на межучрежденческом,. так и на междисциплинарных уровнях, например:

а)    повторных инспекционных посещений (i) мест, где имеет место употребление наркотиков, таких, как притоны,, пивные, курительные комнаты, некоторые клубы и отдельные районы населенных пунктов, которые часто посещаются наркоманами, и (п) мест, куда обращаются или доставляются наркоманы в случае разного рода осложнений, таких,'как медицинские вытрезвители, пункты неотложной, помощи при поликлиниках и больницах, центры экстренной помощи, места заключения, суды, а также временные укрытия, обеспечивающие питание и место ночлега.;

б)    активного участия — а не только пассивного наблюдения — в деятельности различных сообществ, преследующих терапевтические цели, и другой ориентированной на. профилактику и терапию деятельности.

3: Организация конференций, дискуссионных групп и семинаров с участием или без участия организаций, непосредственно не отвечающих за проведение программы (например, родительско-преподавательских групп или других добровольных организаций), а также представителей общественности.

Известно, что некоторые организации склонны вести работу на свой собственный лад, подобно некоторым людям,, «желающим все делать по-своему», и что некоторые из них могут проявлять тенденцию снимать с себя ответственность или, наоборот, ее узурпировать.- Все это требует большой выдержки и терпения со стороны тех, кто обеспечивает проведение в жизнь совместный мероприятий. Известно также, что в большинстве случаев стороны начинают сотрудничать только тогда, когда они узнают друг друга и доверяют друг другу. Возможно, наиболее важным средством содействия совместному планированию и проведению мероприятий,, преследующих общую цель, является обеспечение возможности ответственным за них лицам хорошо узнать друг друга. Это не означает, что взаимное доверие и уважение процветают только в таких условиях, однако маловероятно, что подобные отношения могут возникнуть между совершенно незнакомыми людьми.

94



Hosted by uCoz