исчезновения старых. Такого рода перемены могут служить показателями изменений в «картине» наркомании — изменений, которые могут вызвать необходимость модификации политики и методов профилактики. Наблюдение в течение достаточно длительного времени позволит также получить данные об эффективности или неэффективности данной политики или деятельности; по крайней мере, могут быть сделаны некоторые выводы, если не твердые заключения, о происходящих событиях. Подобный контроль включает такие виды деятельности, как: а) выполнение выборочных обследований на вероятность, б) получение отчетов от компетентных наблюдателей (например, настоящих или бывших наркоманов или членов «контактных бригад»), связанных непосредственно или косвенно с наркоманами, и в) изучение тенденции изменения некоторых показателей. К последним относятся: а) показатели поступления в больницы лиц, страдающих различными осложнениями, связанными с употреблением наркотиков (например токсическими психозами, гепатитом и другими заболеваниями), б) показатели первичных и повторных поступлений на лечение лиц, страдающих лекарственной зависимостью по отдельным программам, в) частота случаев и характер осложнений у лиц, обращающихся в центры экстренной помощи и г) число арестов и осуждений в связи с нарушением законодательства по наркотикам (например, в связи с незаконным хранением и торговлей наркотиками). Конечно, на точность и полноту регистрации событий такого рода оказывает влияние большое число факторов, среди которых боязнь общественного осуждения (что ведет к занижению числа регистрируемых случаев), эмоциональные факторы, многообразие наркотических средств и учреждений, занимающихся проблемой наркомании \ и изменения в политике, определяющей поступление на лечение в ходе программы и степень принуждения. Такого рода трудности, наряду с проблемами конфиденциальности, встречаются в работе центральных регистров (раздел 1.1) случаев наркомании 2. Если такого рода регистры уже имеются и хорошо работают, они могут поставлять ценную информацию о тенденциях в частоте случаев и распространенности наркомании. Однако они обычно дают мало непосредственной информации о многих проблемах, связанных с наркоманией, и обычно не могут своевременно предупреждать о существенных изменениях в практике злоупотребления наркотиками. «Уличные» наркотики могут контролироваться в отношении их цены, характера и степени фальсификации путем 1 Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, N° 526, с. 16—20 (раздел 2). 2 Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, № 526, с. 31—32 (раздел 4.2.2). 63 |
проверки тех из них, которые захвачены или куплены специально для этой цели. Получаемые данные могут свидетельствовать об эффективности практики принуждения. Кроме того, как указано в разделе 3.4.3(a), информация о наличии на «улице» опасно загрязненных наркотиков, если она быстро передана их потенциальным потребителям с помощью средств массовой информации или подпольной прессы, может не только спасти жизни, но и неблагоприятно повлиять на взаимоотношения между торговцами наркотиками и наркоманами. Налаженная система контроля, особенно если она пользуется услугами лиц, поддерживающих тесный контакт с теми, для кого употребление наркотиков приняло пагубный характер, может оказать помощь в быстром определении достоверности слухов и «сообщений» о конкретном положении и событиях в этой области, например, о количестве и поведении молодежи, составляющей определенную группу наркоманов, и характере используемых наркотиков. В связи с неизбежными эмоциональными реакциями «сообщения» о такого рода событиях нередко страдают неточностью и сгущают краски. Меры, принятые в ответ на неточный, перегруженный эмоциями доклад, могут оказаться не только неадекватными, но и вредными. Комитет пришел к мнению, что создание целенаправленной, координированной системы контроля, позволяющей осуществлять наблюдение за изменениями в характере и масштабах проблем, связанных с немедицинским употреблением вызывающих лекарственную зависимость средств, является важным элементом программы профилактики в этой области, поскольку определение проблемы является первым важным шагом. Нет необходимости в том, чтобы системы контроля были дорогостоящими или использовали только вышеупомянутые методы работы. Однако попытка осуществления какой- либо крупной профилактической программы при отсутствии такого контроля может привести к напрасной затрате сил и средств или даже усугубить проблемы, для решения которых эта программа предназначалась. 3.5.2 .Повышение эффективности механизмов социального контроля Как указано в разделе 3.4.1, механизмы социального контроля исходят йз семьи и личных взаимоотношений, а также из законов, обычаев и нравов общества. Существует динамическая взаимосвязь между законом и социальной приемлемостью наркотиков; каждый из , этих факторов неизбежно оказывает влияние на другой. 64 |