Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 83   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

смертельным исходом К Подсчет всех потерь, связанных с употреблением алкоголя, возможно, показал бы, что в некоторых странах их сумма превы'шает общую сумму правительственных доходов от продажи алкогольных напитков.

Хотя имеющиеся сегодня данные не указывают на то, что система правительственной монополии'2 по сравнению с системой лицензий эффективнее регулирует уровни потребления алкогольных напитков, эта система препятствует пролиферации групп, заинтересованных в росте употребления алкоголя и потому противодействующих развертыванию эффективных, программ профилактики, связанных с этим употреблением проблем.

3.6.2 Употребление отдельных видов алкогольных напитков

Широко распространено мнение, что в странах, где предпочтение отдается пиву или вину, существует меньше проблем, связанных с употреблением алкоголя, чем в странах, где предпочитают крепкие спиртные напитки. Исходя из этой предпосылки, некоторые правительства разработали политику дифференцированного налогообложения с целью способствовать потреблению пива и/или вина в противовес напиткам с более высоким содержанием алкоголя. Изучение литературных источников 'и статистических данных по различным раойнам не дает веских оснований в поддержку этого утверждения34. Из табл. 2 (см. с. 77) можно видеть, что страны с более высоким средним уровнем потребления алкоголя — это не обязательно те страны, где наибольшая часть потребляемого алкоголя обусловлена крепкими спиртными напитками.

Согласно данным табл. 2, корреляция между употреблением алкоголя на душу «населения и показателем смертности от цирроза печени очень значительна (Р^0,001), причем

1    Campbell, Е. (1969) Mod. Med. (Minneap.), 24. 35—42; United States Department of Transportation (1968) 1968 Alcohol and highway safety report. A study transmitted by the Secretary of the Department of Transportation for the Congress, in accordance with the requirements of Section 204 of the Highway Safety Act of 1966, Public Law 89—564, Washington, D. C., Government Printing Office, p. 14.

2    Различные правительственные меры по борьбе с пьянством и их эффективность подробно обсуждается в работе Popham, R. Е., Schmidt, W. a. de Lint, J. (1974); The effects of legal restraint on drinking. In: Kis- sin, B. & Begleiter, H., ed., Biology of alcoholism, vol. IV: Social biology, New York, Plenum Publishing Corp. (in press).

3    de Lint, J. & Schmidt, W. (1971) The epidemiology of alcoholism. In: Mardones, J. & Israel, Y., exd., Basic aspects of alcoholism, New York, John Wiley a. Sons.

4    Полезность замены алкогольных напитков с содержанием алкоголя 5% ;и .выше напитками с таким низким содержанием, как 1—2%, и поощрения такой практики, однако, требует дальнейшей проверки.

83

на это существенным образом не влияет процентный вклад крепких спиртных напитков в общее потребление алкоголя. Более того, не существует явной связи между смертностью от цирроза печени и процентом потребления крепких спиртных напитков per se i. Однако смертность от цирроза не является единственным показателем, позволяющим судить о влиянии крепости или других качеств напитка на частоту и тяжесть последствий, связанных с употреблением алкоголя. Необходимы более подробные данные, например, о взаимосвязи между потреблением спиртных напитков и различными видами асоциального поведения в случаях алкогольной интоксикации. Требует также дальнейшего изучения и значение (если таковое имеется) пива и вина как причинных факторов различных осложнений, связанных с чрезмерным употреблением алкогольных напитков.

3.6.3 Реклама

Хотя в научной литературе имеется мало данных относительно воздействия на употребление алкоголя различных видов и масштабов рекламы, трудно предположить, что выпускающая алкогольные напитки промышленность продолжала бы вкладывать большие суммы в рекламу, если бы изучение рыночной конъюнктуры не давало бы оснований считать, что такого рода расходы оправданы. Со всей очевидностью установлено, что на характер, а иногда и объем сбыта многих товаров широкого потребления может благоприятно влиять их реклама, и вряд ли есть основания считать, что алкогольные напитки чем-то отличаются в этом отношении. Известно, однако, ,что та или иная компания может считать рекламу «оправданной» в качестве средства сохранения или увеличения своей доли на рынке, не испытывая какой-либо потребности в том, чтобы ,ее рекламная деятельность способствовала увеличению общего потребления продукции £воей отрасли промышленности в целом. Совершенно очевидно, что существуют более мощные, чем платная реклама, факторы, которые способствуют употреблению алкоголя. В ряде стран, где производство алкогольных напитков является государственной монополией, не проводится субсидируемой этой отраслью промышленности рекламной деятельности, однако многие из этих стран, как у страны, разрешающие рекламу алкогольных напитков, сталкиваются с очень значительными проблемами, связанными с употреблением алкоголя. Если бы платная реклама была запрещена в странах, где она в настоящее время проводится, эта мера, вероятно, не оказала бы значительного влияния на характер употребления спиртных напит¬

1 Если не учитывать влияния общего потребления алкоголя.

84



Hosted by uCoz