Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 64   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

проверки тех из них, которые захвачены или куплены специально для этой цели. Получаемые данные могут свидетельствовать об эффективности практики принуждения. Кроме того, как указано в разделе 3.4.3(a), информация о наличии на «улице» опасно загрязненных наркотиков, если она быстро передана их потенциальным потребителям с помощью средств массовой информации или подпольной прессы, может не только спасти жизни, но и неблагоприятно повлиять на взаимоотношения между торговцами наркотиками и наркоманами.

Налаженная система контроля, особенно если она пользуется услугами лиц, поддерживающих тесный контакт с теми, для кого употребление наркотиков приняло пагубный характер, может оказать помощь в быстром определении достоверности слухов и «сообщений» о конкретном положении и событиях в этой области, например, о количестве и поведении молодежи, составляющей определенную группу наркоманов, и характере используемых наркотиков. В связи с неизбежными эмоциональными реакциями «сообщения» о такого рода событиях нередко страдают неточностью и сгущают краски. Меры, принятые в ответ на неточный, перегруженный эмоциями доклад, могут оказаться не только неадекватными, но и вредными.

Комитет пришел к мнению, что создание целенаправленной, координированной системы контроля, позволяющей осуществлять наблюдение за изменениями в характере и масштабах проблем, связанных с немедицинским употреблением вызывающих лекарственную зависимость средств, является важным элементом программы профилактики в этой области, поскольку определение проблемы является первым важным шагом. Нет необходимости в том, чтобы системы контроля были дорогостоящими или использовали только вышеупомянутые методы работы. Однако попытка осуществления какой- либо крупной профилактической программы при отсутствии такого контроля может привести к напрасной затрате сил и средств или даже усугубить проблемы, для решения которых эта программа предназначалась.

3.5.2 .Повышение эффективности механизмов социального контроля

Как указано в разделе 3.4.1, механизмы социального контроля исходят йз семьи и личных взаимоотношений, а также из законов, обычаев и нравов общества. Существует динамическая взаимосвязь между законом и социальной приемлемостью наркотиков; каждый из , этих факторов неизбежно оказывает влияние на другой.

64

а) Законодательный подход

Законодательные и регулирующие меры могут иметь целью ограничение доступности вызывающих лекарственную зависимость средств; санкционирование или поощрение развития лечебных служб, а также исправительных и карательных учреждений; обеспечение принудительного лечения лиц, употребляющих вызывающие лекарственную зависимость средства пагубным или незаконным путем; наказание за применение наркотиков или действия, связанные с их применением (например, хранение или продажа «небольших» количеств наркотиков); наказание и/или изоляцию лиц, торгующих наркотиками; удерживание других лиц от употребления или продажи наркотиков.

Меры, ограничивающие доступность наркотиков, рассматриваются в разделе 3.3. Важность создания служб лечения, исправления и принуждения сама собой разумеется. Однакс мнения расходятся относительно того, какое значение следует придавать той или иной службе, а также относительно полезности конкретных методов для каждой из них.

Что касается принудительного лечения наркоманов, то Комитет пришел к мнению, что содержащийся в его восемнадцатом докладе вывод, «. . . что клинические данные не позволяют судить о целесообразности различных форм принудительного лечения, однако . . . сама по себе принудительная госпитализация, хотя эта мера применялась довольно часто, не дает положительных результатов» все еще сохраняет силу.

Отмечая также замечания и выводы относительно «наказания за употребление наркотиков или действия, связанные с их применением» 2, содержащиеся в докладе исследовательской группы ВОЗ по проблемам молодежи и наркотиков, Комитет в целом согласился с ними и суммировал свои взгляды следующим образом.

1.    Применение карательных мер по отношению к страдающим лекарственной зависимостью лицам, обычно не удерживает их от возобновления употребления наркотиков, когда это оказывается возможным.

2.    Угроза даже более жесткого наказания обычно не удерживает страдающего лекарственной зависимостью индивидуума от продолжения использования наркотиков таким способом, который наиболее вероятно ассоциируется с неблагоприятными последствиями.

1    Серия техн. докл. ВОЗ, 11972, N° 460, с. 37 (раздел 3.3.5).

2    Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, № 516, с. 43—45 (раздел 5.3.4).

5—1533

65



Hosted by uCoz