Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 42   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

очередь: а) воздействие на индивидуума и небольшие группы, б) воздействие на их окружение ив) ограничение доступности наркотических средств. При оценке полезности определенной профилактической меры необходимо учитывать, что любая мера, направленная непосредственно на достижение одной из этих основных целей, будет иметь то или иное значение и для решения других задач в результате динамического взаимодействия между человеком, его окружением и наркотиком. Аналогично этому мера, имеющая целью помощь в достижении одной цели, может либо способствовать либо препятствовать достижению другой, в силу чего иногда даже полезный подход может привести к неблагоприятным результатам.

3.3 Меры, направленные в первую очередь на ограничение доступности наркотиков

Поскольку доступность наркотического средства является необходимым условием для его употребления и, следовательно, для возникновения любых проблем, связанных с такого рода употреблением, не удивительно, что установление законодательного контроля, направленного на исключение или ограничение доступности этого наркотика, является одним из наиболее широко используемых профилактических средств. Вещества, употребление которых выходит за пределы соответствующей медицинской практики, могут: а) производиться и направляться потребителям с разрешения закона (например, алкогольные напитки во многих странах, некоторые препараты каннабиса, разрешаемые законодательством ряда стран, и некоторые медикаменты, применяемые в медицинской практике), б) поступать из легальных в нелегальные каналы (например наркотики амфетаминного, морфинного или барбитуратного типов) или в) производиться и распределяться полностью по нелегальным каналам (например, опиум, героин и каннабис, производимые и обрабатываемые подпольно).

Меры контроля, направленные на ограничение культивирования, производства, продажи и распределения определенных наркотических средств медицинскими и научными целями и предотвращение их распространения по нелегальным каналам, устанавливаются путем введения местного и национального законодательства, а также международных правил и договоров. Это требует сотрудничества на национальном, региональном и международном уровнях между национальными учреждениями и определенными международными организациями и - органами, непосредственно занимающимися связанными с этим вопросами, т. е. Организацией Объединенных Наций, Международным советом по контролю за нар¬

42

котическими- средствами и ВОЗ. Такого рода деятельность облегчила бы создание в каждой стране единого национального органа, не зависящего от производителей и распределителей, который сотрудничал бы с соответствующими международными органами. Во многих странах считают, что эффективность контроля может быть повышена за счет ограничения списка веществ, подпадающих под контроль, но при условии периодического пересмотра этого списка с целыо обеспечения того, чтобы контролируемые наркотики с наиболее благоприятным соотношением пользы/риска были доступны для медицинских целей.

В целях предупреждения попадания используемых в медицине наркотических средств из легальных в нелегальные каналы важно, чтобы врачи, выписывающие рецепты на такого рода наркотики, ограничивали выписываемое количество, срок действия рецепта и возможность его повторного использования 1.

Накопление больших количеств наркотических средств отдельными лицами создает повышенную опасность их использования в немедицинских целях. Рецепты на строго контролируемые наркотики должны храниться в течение 2—3 лет, чтобы обеспечить возможность их официальной проверки в случае необходимости.

С выпиской контролируемых наркотиков страдающим зависимостью лицам связан ряд особых проблем и возможностей в отношении профилактики. Привлечение такого рода лиц к лечению помогает прервать цепь связи между лицами, употребляющими наркотики, и их потенциальными потребителями. Особенно важно начать лечение на ранней стадии употреблейия наркотиков, поскольку есть данные о том, что многие потребители наркотиков могут стремиться обратить в свою веру друзей и знакомых именно на ранней стадии. Как отмечалось выше, когда у индивидуума развивается сильная зависимость, особенно от наркотиков, которые трудно достать, он склонен сохранять свои запасы исключительно для собственного употребления. Кроме того, к тому времени среди ^го знакомых немного таких, которые уже не являются потребителями наркотиков.

Для борьбы с лекарственной зависимостью в ряде стран были введены программы поддерживающего лечения и замены. По крайней мере в двух странах (Великобритании п США) сочли полезным предоставить право выписки наркотиков для целей таких программ специально выделенным врачам, чтобы свести до минимума возможность выписки

1 «В каждом отдельном случае правительства разрабатывают детальные правила; вполне естественно, что ограничения будут различными в зависимости от природы лекарстве.нного препарата и местных условий» (Серия техн. докл. ВОЗ, 1971, № 437, с. 25).

43



Hosted by uCoz