телям необходимо понимать, что молодой человек может обдумывать вопрос об использовании наркотиков или применять их в силу ряда причин и что различные причины употребления наркотиков требуют различной реакции с их стороны. Они должны понимать, что «пристрастие к наркотику и его употребление, ,,странное“, как кажется окружающим, и „непохожее на нашего ребенка“, как думают родители, тем не менее, очень похоже на него и находится в соответствии с его социальным, психическим и физическим состоянием. Если это ,,не устраивает1* его, он прекратит употребление наркотика; в противном случае мы должны предположить, что употребление им наркотика служит удовлетворению разнообразных функций на многих уровнях» К Если необходимо вмешаться, то это должно быть сделано с учетом тех функций, которые характерны для этого лица. Информация, сообщаемая молодежи и более взрослым людям, чтобы воздействовать на их отношение к наркотикам, помешать им приобрести привычку к их употреблению в будущем или, возможно, отказаться от их приема в настоящее время, не должна противоречить основным данным фармакологии и носить достоверный характер, совпадая с действительным опытом лиц, прибегающих к употреблению наркотиков. Она также должна быть адаптирована к уровню психического и социального развития данного индивидуума, характеру и степени риска, которому он подвергается, а также к тому значению и функциям, которые он и его товарищи связывают с употреблением наркотиков. Действительным или потенциальным наркоманам не обязательно обладать исчерпывающей информацией о возможном фармакологическом воздействии специфических наркотиков. Что же касается группы, которая превыше всего ставит опасность и риск, то чем более опасным, если верить сообщениям, фармакологическим действием обладает наркотик, тем более притягательным он может казаться ее членам. Ввиду сложности задачи содействия самым разнообразным группам в приобретении знаний о наркотиках и связанных с их употреблением проблемах — знаний, которые отвечали бы их запросам, интересам, а также существующему уровню развития науки и сообщались бы с учетом мировоззренческих и поведенческих различий, — по-видимому, вряд ли можно ожидать, что односторонняя информация (информационные программы), распространяемая через массовые средства, принесет большую пользу. С другой стороны, информация, подготовленная специально для данной целевой группы (например, для учителей или врачей) и доведенная 1 Blum, R. Н. a. Associates (1969) Drugs II. Students and drugs, San Francisco, Jossey-Bass, p. 379. 57 |
до сведения этой группы с помощью профессионального журнала, может действительно оказаться полезной и в то же время относительно свободной от непреднамеренного и нежелательного «побочного действия». Сведения, распространяемые через массовые средства информации, даже когда они хорошо подготовлены, будут доходить до многих групп, для которых их доведение совсем не обязательно. Одиночное сообщение может быть «услышано» совершенно по-разному различными группами и лицами и часто воспринято не так, как предполагалось. (Например, одно не очень хорошо обдуманное сообщение указывало, что только шестиразовое употребление героина приводит к «зависимости». В соответствии с этим некоторые «новые» наркоманы заявляли впоследствии, что они в течение длительного времени хотели испытать на себе действие героина, но действительно поступили так только после того, когда поняли, что его можно принимать безопасно 5 раз). Преднамеренное использование средств массовой информации в попытке информировать об опасности наркотиков общественность и потенциальных наркоманов, чтобы последние отказались от определенных или всех видов употребления наркотиков, — хороший пример упрощенного подхода к сложной проблеме, подхода, который может, к сожалению, привести к обратному результату. Это не означает, что в районах, где широко распространено употребление наркотиков, не следует использовать средства массовой информации для доведения до сведения лиц, страдающих зависимостью от наркотиков, данных об источниках помощи или для срочного предупреждения наркоманов о появлении на «улице» опасно загрязненных наркотических средств. Помочь этим лицам избежать использования таких средств равносильно спасению их жизни. Передача сообщений о загрязненных наркотиках также, оказывает негативное воздействие на взаимоотношения между наркоманами и лицами, сбывающими наркотики. Обзор программ информации о наркотиках в США1 характеризует широко распространенный тип программы профилактического «просвещения», которая часто является начальным — и неудовлетворительным — подходом к профилактике наркомании, образным сравнением «пулеметная очередь». Такие программы, по-видимому, основываются на ложной предпосылке, что периодические «инъекции» информации и другие поверхностные разрозненные меры могут предупредить возникновение сложных и явно плохо понимаемых проблем. 1 Chow, S., Ertle, V. a. Keyes, _D. (1972) Drug education, Washington, D. C., United States Department of Health, Education and Welfare, National Institute of Education- (PREP report No. 36). 58 |