3.8 Роль научных исследованийОтмечается отсутствие необходимой информации но многим аспектам проолем, связанных с использованием наркотиков, в частности информации об эффективности различных мер вмешательства, как профилактических, так и терапевтических. Возможность того, что некоторые профилактические программы могут иметь противоположные результаты, подчеркивает срочную необходимость оценки результатов проводимой работы. Учитывая серьезность проблем, связанных с наркотиками, многие официальные лица и организации считают себя обязанными «сделать что-то» для их решения, не определяя заранее полезность этого «что-то». Это вполне законное желание не может, однако, служить оправданием для продолжения одной и той же деятельности в течение длительного времени без проверки правильности предположений, являющихся основой ее эффективности с точки зрения достижения поставленной цели. Необходимо учиться на опыте и, выявив допущенные ошибки, довести полученную информацию до сведения определяющих политику лиц, которые должны принять решение о продолжении или изменении данной политики. Чтобы оказать помощь в достижении общей цели — улучшения профилактической деятельности, направленной на ликвидацию или смягчение последствий, связанных с употреблением наркотиков, необходимо получить ответы на следующие три вопроса. 1. Приведет ли та или иная мера к изменению ситуации и будет ли это изменение в лучшую, а не в худшую сторону? 2. Каким образом может быть обеспечено дальнейшее позитивное изменение? 3. Каким образом можно достигнуть такого изменения за счет' минимальных затрат людских и финансовых ресурсов? Эти вопросы могут быть отнесены как к деятельности, проводимой в настоящее время, так и к деятельности, которая' планируется на будущее. Они подробно обсуждаются в следующих разделах. 3.8.1 Оценочные исследования Вероятность получения исчерпывающего ответа на первый из поставленных выше вопросов будет возрастать в зависимости от того, с какой мерой точности сформулирован каж¬ 95. |
дый из его трех элементов; имеются в виду: а) проблема, которую предстоит решать, и связанные с ней конкретные задачи; б) метод, обеспечивающий достижение поставленной цели, и в) критерии для определения степени изменения первоначального состояния проблемы. Что касается элемента (а), то расплывчатая, недифференцированная формулировка цели, такая, как «прекращение злоупотребления наркотиками», была бы неадекватной. Цели должны формулироваться в возможно более точных и поддающихся количественному определению терминах, например: 1) помочь учителям начальных школ в районе А получить правильное представление о воздействии личностных и социально-культурных факторов на употребление наркотиков подростками в этом раойне}; или 2) снизить показатели заболеваемости и смертности в результате употребления различным образом фальсифицированных «уличных» наркотиков в районе Б. Аналогичным образом описание метода вмешательства в широких, расплывчатых терминах, например программа «информации и санитарного просвещения с использованием средств массовой информации», не поможет проведению оценки результатов. Необходима конкретная рабочая формулировка методов, которые будут использованы. Например, в применении к гипотетическим ситуациям, описанным выше в пунктах (1) и (2), адекватной формулировкой метода вмешательства могла бы быть следующая: 1) десять 2-часовых семинаров по рассматриваемому вопросу для учителей начальных школ района А, проводимых с недельными интервалами д-ром X, с использованием специально подготовленных учебных материалов; или 2) немедленное предупреждение наркоманов в районе Б во всех случаях обнаружения опасных фальсифицированных препаратов среди «уличных» наркотиков, захваченных или периодически покупаемых в целях контроля. Аналогичные принципы применимы к формулировке элемента (в) — критериев для определения характера и степени изменения первоначального состояния проблемы. Недостаточно полагаться на впечатления, например, лица, являющегося инициатрром «программы .'информации и санитарного просвещения» относительно состояния проблемы «злоупотребления» наркотиками. Феноменологические и функциональные критерии,:используемые для определения-.степени изменения; |