Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 95   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

3.8 Роль научных исследований

Отмечается отсутствие необходимой информации но многим аспектам проолем, связанных с использованием наркотиков, в частности информации об эффективности различных мер вмешательства, как профилактических, так и терапевтических. Возможность того, что некоторые профилактические программы могут иметь противоположные результаты, подчеркивает срочную необходимость оценки результатов проводимой работы.

Учитывая серьезность проблем, связанных с наркотиками, многие официальные лица и организации считают себя обязанными «сделать что-то» для их решения, не определяя заранее полезность этого «что-то». Это вполне законное желание не может, однако, служить оправданием для продолжения одной и той же деятельности в течение длительного времени без проверки правильности предположений, являющихся основой ее эффективности с точки зрения достижения поставленной цели. Необходимо учиться на опыте и, выявив допущенные ошибки, довести полученную информацию до сведения определяющих политику лиц, которые должны принять решение о продолжении или изменении данной политики.

Чтобы оказать помощь в достижении общей цели — улучшения профилактической деятельности, направленной на ликвидацию или смягчение последствий, связанных с употреблением наркотиков, необходимо получить ответы на следующие три вопроса.

1.    Приведет ли та или иная мера к изменению ситуации и будет ли это изменение в лучшую, а не в худшую сторону?

2.    Каким образом может быть обеспечено дальнейшее позитивное изменение?

3.    Каким образом можно достигнуть такого изменения за счет' минимальных затрат людских и финансовых ресурсов?

Эти вопросы могут быть отнесены как к деятельности, проводимой в настоящее время, так и к деятельности, которая' планируется на будущее. Они подробно обсуждаются в следующих разделах.

3.8.1 Оценочные исследования

Вероятность получения исчерпывающего ответа на первый из поставленных выше вопросов будет возрастать в зависимости от того, с какой мерой точности сформулирован каж¬

95.

дый из его трех элементов; имеются в виду: а) проблема, которую предстоит решать, и связанные с ней конкретные задачи; б) метод, обеспечивающий достижение поставленной цели, и в) критерии для определения степени изменения первоначального состояния проблемы.

Что касается элемента (а), то расплывчатая, недифференцированная формулировка цели, такая, как «прекращение злоупотребления наркотиками», была бы неадекватной. Цели должны формулироваться в возможно более точных и поддающихся количественному определению терминах, например:

1)    помочь учителям начальных школ в районе А получить правильное представление о воздействии личностных и социально-культурных факторов на употребление наркотиков подростками в этом раойне}; или

2)    снизить показатели заболеваемости и смертности в результате употребления различным образом фальсифицированных «уличных» наркотиков в районе Б.

Аналогичным образом описание метода вмешательства в широких, расплывчатых терминах, например программа «информации и санитарного просвещения с использованием средств массовой информации», не поможет проведению оценки результатов. Необходима конкретная рабочая формулировка методов, которые будут использованы. Например, в применении к гипотетическим ситуациям, описанным выше в пунктах (1) и (2), адекватной формулировкой метода вмешательства могла бы быть следующая:

1)    десять 2-часовых семинаров по рассматриваемому вопросу для учителей начальных школ района А, проводимых с недельными интервалами д-ром X, с использованием специально подготовленных учебных материалов; или

2)    немедленное предупреждение наркоманов в районе Б во всех случаях обнаружения опасных фальсифицированных препаратов среди «уличных» наркотиков, захваченных или периодически покупаемых в целях контроля.

Аналогичные принципы применимы к формулировке элемента (в) — критериев для определения характера и степени изменения первоначального состояния проблемы. Недостаточно полагаться на впечатления, например, лица, являющегося инициатрром «программы .'информации и санитарного просвещения» относительно состояния проблемы «злоупотребления» наркотиками. Феноменологические и функциональные критерии,:используемые для определения-.степени изменения;



Hosted by uCoz