членом группы, которая устанавливает свой собственный, часто жесткий первичный контроль, одновременно отвергая традиционные нормы поведения, признаваемые обществом ценности и его учреждения. К числу подобных групп относятся, например, группы, отрицающие признаваемые обществом культурные ценности, уличные шайки и различные преступные группы и группы лиц с отклонениями от общепринятых норм поведения. Поскольку, как правило, употребление наркотиков часто является важным символом отрицания системы ценностей того или иного общества и принятых им норм, прием вызывающих зависимость средств во многих случаях является общим для такого рода групп, но это имеет место не всегда и не обязательно носит «избыточный» характер. Во многих случаях такие группы отвергают употребление наркотиков, а некоторые настойчиво и даже жестоко борются с употреблением определенных наркотиков. Исключение из системы нормального социального контроля особенно неблагоприятно тогда, когда связанное с употреблением наркотиков поведение ведет к остракизму, который ставит потребителя наркотиков вне общества. Эта реакция может быть чрезвычайно пагубной для индивидуума, поскольку ему часто отказывают в работе и лишают других средств достижения самоуважения и удовлетворения других человеческих потребностей в рамках данного общества-. Скорее, он может быть вынужден стремиться найти удовлетворение этих потребностей в условиях атипичной культуры, которая в свою очередь паразитирует на обществе, получая от него средства существования. Существует много свиде* тельств того, что, когда наркоманы не изгоняются из общества, обычные механизмы социального контроля продолжают оказывать свое влияние и потребление наркотиков многими из них удерживается в «разумных» пределах, и они нередко продолжают работать, вносить некоторый вклад в жизнь общества. Принадлежность к протестующей против традиционной культуры группе, которая поддерживает употребление наркотиков, или употребляет их, — основной показатель того, что данный индивидуум почти обязательно имеет пристрастие к наркотикам, хотя и не всегда в тяжелой формё. Резюмируя вышесказанное, степень, в которой индивидуум:; i) демонстрирует характерные черты, связанные с отставанием в развитии, п) -не испытывает на себе действия обычных механизмов первичного и вторичного социального контроля, iii) проживает в местности, где наркотики всегда доступны, а их* употребление широко распространено, iv) имеет употребляющих наркотики друзей или связан с употребляющей наркотики группой и v) обнаруживает некоторые характерные черты, в частности плохо учится, проявляет 48 |
склонность к неповиновению, знаком с употреблением табака и других вызывающих зависимость средств, одобряет привычку к курению, указывает на то, подвержен ли он и в какой мере опасности приобрести тяжелую зависимость от наркотиков. Необходимы дальнейшие исследования, в особенности перспективные (когортные) исследования чтобы определить, какие из этих и другие характеристики имеют наибольшую ценность для идентификации среди лиц, вовлеченных в употребление наркотиков, тех, кто подвержен наибольшему риску, ведущему к возникновению связанных с наркотиками проблем. б) Роль социальных институтов К числу активных факторов, оказывающих воздействие на рост и развитие, социальный контроль и употребление наркотиков, относятся семья; службы просвещения, здравоохранения и социального обеспечения; церковь и ее институты; группы сверстников; средства массовой информации; общество и все его учреждения. Относительное значение каждого из этих факторов неодинаково в различных социальных и культурных условиях. То же самое следует сказать и о роли каждого социального учреждения, его целях и ресурсах. Службы просвещения играют важную роль в определении индивидуумов, подверженных риску развития привычки к приему наркотиков. В обществе, где образование действительно является всеобщим и где школа — главный фактор в жизни огромного большинства детей в возрасте 8—12 лет, она играет исключительно важную роль, определяя либо развитие здоровой личности либо личности дефектной, обнаруживающей склонность к употреблению наркотиков, а также и другим формам саморазрушительного или асоциального поведения. Это в одинаковой мере обусловливается тем, как школа осуществляет свою функцию и какие специализированные мероприятия она проводит. Школа находится в исключительном положении в отношении выявления ранних признаков отклонений от нормального развития. Однако необходимо проявлять осторожность, устанавливая связь между такого рода признаками и потенциальным или действительным употреблением наркотиков, если наркотиков в наличии не имеется, а учащийся не связан со сверстниками, употребляющими наркотики. Употребление наркотиков относится только к одному из видов аномального поведения, к которым могут быть склонны молодые люди. Для выполнения своей задачи выявления лиц действительно 1 Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, № 526, pp. 36—37 (раздел 4.3.3). 4—1533 49 |