Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 84   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

на это существенным образом не влияет процентный вклад крепких спиртных напитков в общее потребление алкоголя. Более того, не существует явной связи между смертностью от цирроза печени и процентом потребления крепких спиртных напитков per se i. Однако смертность от цирроза не является единственным показателем, позволяющим судить о влиянии крепости или других качеств напитка на частоту и тяжесть последствий, связанных с употреблением алкоголя. Необходимы более подробные данные, например, о взаимосвязи между потреблением спиртных напитков и различными видами асоциального поведения в случаях алкогольной интоксикации. Требует также дальнейшего изучения и значение (если таковое имеется) пива и вина как причинных факторов различных осложнений, связанных с чрезмерным употреблением алкогольных напитков.

3.6.3 Реклама

Хотя в научной литературе имеется мало данных относительно воздействия на употребление алкоголя различных видов и масштабов рекламы, трудно предположить, что выпускающая алкогольные напитки промышленность продолжала бы вкладывать большие суммы в рекламу, если бы изучение рыночной конъюнктуры не давало бы оснований считать, что такого рода расходы оправданы. Со всей очевидностью установлено, что на характер, а иногда и объем сбыта многих товаров широкого потребления может благоприятно влиять их реклама, и вряд ли есть основания считать, что алкогольные напитки чем-то отличаются в этом отношении. Известно, однако, ,что та или иная компания может считать рекламу «оправданной» в качестве средства сохранения или увеличения своей доли на рынке, не испытывая какой-либо потребности в том, чтобы ,ее рекламная деятельность способствовала увеличению общего потребления продукции £воей отрасли промышленности в целом. Совершенно очевидно, что существуют более мощные, чем платная реклама, факторы, которые способствуют употреблению алкоголя. В ряде стран, где производство алкогольных напитков является государственной монополией, не проводится субсидируемой этой отраслью промышленности рекламной деятельности, однако многие из этих стран, как у страны, разрешающие рекламу алкогольных напитков, сталкиваются с очень значительными проблемами, связанными с употреблением алкоголя. Если бы платная реклама была запрещена в странах, где она в настоящее время проводится, эта мера, вероятно, не оказала бы значительного влияния на характер употребления спиртных напит¬

1 Если не учитывать влияния общего потребления алкоголя.

84

ков лицами с уже развившейся зависимостью от алкоголя или теми, кто имеет устоявшуюся привычку время от времени употреблять алкогольные напитки, не испытывая вредных последствий, связанных с этой привычкой. Однако можно не сомневаться в том, что реклама во многих странах может значительно способствовать развитию интереса к спиртным напиткам, а также в целом создать более терпимое отношение к их употреблению (см. раздел 3.5.2 б). Все это вряд ли может способствовать успеху осуществляемой официальными учреждениями (например, службами здравоохранения и дорожного контроля) деятельности по борьбе с употреблением спиртных напитков. В пределах возможного платная реклама таких напитков должна быть ограничена или запрещена.

3.6.4    Уровень принятия

Степень, в которой правительство может использовать меры борьбы с употреблением алкоголя, например налогообложение, с целью оказания помощи в профилактике связанных с этим последствий для здоровья и социальных последствий, частично определяется преобладающим отношением к алкоголю (или «уровнем его принятия») в данной стране. Например, в странах с «высоким уровнем принятия» употребление спиртных напитков имеет тенденцию приобретать характер повседневной привычки. Часто отсутствует достаточно ясное понимание опасностей, связанных с хроническим употреблением значительных количеств алкоголя; во многих случаях регулярное употребление относительно больших доз спиртных напитков рассматривается как нормальное и «достойное мужчины» поведение. В таких странах отсутствует или осуществляется лишь незначительный законодательный контроль, если не считать плату за лицензию на торговлю алкоголем и низкие налоги на него, и там обычно отмечается высокий уровень потребления алкоголя и широко распространены связанные с этим проблемы. В противоположность этому в странах с «низким уровнем принятия» может преобладать тенденция в сторону введения «сухого» закона и широко распространено понимание того, что значительное употребле- ни алкоголя связано с опасностью для здоровья. Там существует большое число законодательных ограничений и уровень налогообложения обычно высок. Такие страны обычно характеризуются относительно низким уровнем употребления алкоголя и не сталкиваются с большим числом проблем здравоохранения и социальных проблем, связанных с ним.

3.6.5    Цены и покупательная способность

Из всех рассмотренных профилактических подходов ценообразование, регулируемое налогообложением или другими

85



Hosted by uCoz