на людей наряду со сведениями, касающимися специфического законодательства по контролю ^за наркотиками и других форм социального контроля. С другой стороны, санитарное просвещение по вопросам наркотиков — это широкий круг совместных мероприятий, относящихся к области обучения и накопления опыта с целью оптимизации условий для умственного, эмоционального, психического и физического развития молодежи» К Вкратце, информационная деятельность предусматривает главным образом поток информации, идущий в одном направлении от ее распространителя к предполагаемому получателю. Обычно получатель не имеет возможности ставить вопросы, вносить ясность в сказанное, выражать свою собственную заинтересованность или озабоченность или разрешать какие-либо сомнения, возникшие в связи с полученной информацией. Деятельность же по санитарному просвещению обеспечивает возможности для двустороннего обмена информацией, познания и разрешения эмоциональных проблем. Конечно, помимо вышеупомянутого процесса обучения имеется много ситуаций, в которых имеет место двусторонний обмен информацией, познание и разрешение эмоциональных проблем, даже если это не является в такой ситуации первоочередной задачей (например, некоторые групповые дискуссии и конференции или психотерапия). а) Программы информации Результаты научных исследований в области социальных наук очень хорошо документировали методы и способы эффективного сообщения информации и убеждения. Эти методы основываются на исключительно тонком анализе значения и функции поведения, которое должно быть модифицировано или развито; они тщательно адаптированы к мировоззрению и образу жизни конкретных групп и не имеют явной и прямой связи с теми специфическими формами поведения, на которые предполагается воздействовать. Для того чтобы любая поступающая информация была эффективной, она должна быть точной и правдоподобной. Источник информации получает оценку как с точки зрения его осведомленности, так и надежности. Полезно, если сообщающее информацию лицо пользуется симпатией лиц, которых он информирует, и воспринимается ими как человек, разделяющий или по крайней мере понимающий их взгляды. Методы «запугивания» эффективны только в очень ограни- 1 United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (1973) Report of Meeting on Education in More-Developed Countries to Prevent Drug Abuse, Paris, 11—20, December 1972 (Document ED/MD/26), p. 8. 55 |
ченных и специфических условиях. Простого многократного повторения информации о неизвестных вопросах, независимо от того, представляются, ли они в положительном или отрицательном свете, может оказаться достаточно, чтобы вызвать интерес к ним и привести к прямо противоположным результатам. Информация должна соответствовать уровню развития ее получателя, его знаниям, опыту и степени риска, которому он подвергается, и должна.предоставляться по мере необходимости. Необходимо такжец принимать во внимание способность получателя информации к ее усвоению. Если человек подвергается воздействию большего количества стимулов, чем он может воспринять, он склонен изолировать себя от такой ситуации, игнорировать ее. Когда беспокойство в связи с полученной информацией достигает достаточно высокого уровня и не обеспечиваются пути его разрешения, наблюдается тенденция к отрицанию опасности. Многие люди избирательно воспринимают и верят только тому, что подтверждает их взгляды и убеждения. Постоянно имея в виду эти общие принципы, необходимо также тщательно анализировать цели, которым должна служить информация в данной ситуации. В отношении информации как одного из средств профилактики разрушающего воздействия на здоровье употребления наркотиков современные знания позволяют предположить следующее. Различные группы требуют различных типов и уровней информации. Профессиональные . работники, в особенности профессиональные работники здравоохранения, требуют точной информации о фармакодинамическом действии вызывающих лекарственную зависимость средств, характеристике всех типов проблем, связанных с наркотиками, в том числе о реакциях общества и лекарственной зависимости, о лечении и реабилитации наркоманов. Им также необходимы некоторые сведения о динамике распространения наркотиков, а также о системе взглядов и поведении лиц, страдающих различными типами зависимости, о роли и функции используемых ими наркотиков и путях воздействия на этих лиц. В противоположность этому большинству родителей детей; достигших возраста, потенциально опасного с точки зрения возможности употребления наркотиков, нет необходимости располагать подробной фармакологической информацией об отдельных наркотиках. Им скорее требуется ясное понимание того: а) какйе имеются наркотики и как они действуют, б) каковы многочисленные причины их употребления, в) какие социальные факторы способствуют или тормозят такого рода, использование наркотиков и г) как важно поддерживать отношения взаимного доверия с детьми, которые должны делиться с ними и совместно с ними обдумывать свои решения относительно употребления наркотиков. Роди¬ 5j6 |