Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 55   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

на людей наряду со сведениями, касающимися специфического законодательства по контролю ^за наркотиками и других форм социального контроля. С другой стороны, санитарное просвещение по вопросам наркотиков — это широкий круг совместных мероприятий, относящихся к области обучения и накопления опыта с целью оптимизации условий для умственного, эмоционального, психического и физического развития молодежи» К

Вкратце, информационная деятельность предусматривает главным образом поток информации, идущий в одном направлении от ее распространителя к предполагаемому получателю. Обычно получатель не имеет возможности ставить вопросы, вносить ясность в сказанное, выражать свою собственную заинтересованность или озабоченность или разрешать какие-либо сомнения, возникшие в связи с полученной информацией. Деятельность же по санитарному просвещению обеспечивает возможности для двустороннего обмена информацией, познания и разрешения эмоциональных проблем. Конечно, помимо вышеупомянутого процесса обучения имеется много ситуаций, в которых имеет место двусторонний обмен информацией, познание и разрешение эмоциональных проблем, даже если это не является в такой ситуации первоочередной задачей (например, некоторые групповые дискуссии и конференции или психотерапия).

а) Программы информации

Результаты научных исследований в области социальных наук очень хорошо документировали методы и способы эффективного сообщения информации и убеждения. Эти методы основываются на исключительно тонком анализе значения и функции поведения, которое должно быть модифицировано или развито; они тщательно адаптированы к мировоззрению и образу жизни конкретных групп и не имеют явной и прямой связи с теми специфическими формами поведения, на которые предполагается воздействовать.

Для того чтобы любая поступающая информация была эффективной, она должна быть точной и правдоподобной. Источник информации получает оценку как с точки зрения его осведомленности, так и надежности. Полезно, если сообщающее информацию лицо пользуется симпатией лиц, которых он информирует, и воспринимается ими как человек, разделяющий или по крайней мере понимающий их взгляды. Методы «запугивания» эффективны только в очень ограни-

1 United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (1973) Report of Meeting on Education in More-Developed Countries to Prevent Drug Abuse, Paris, 11—20, December 1972 (Document ED/MD/26), p. 8.

55

ченных и специфических условиях. Простого многократного повторения информации о неизвестных вопросах, независимо от того, представляются, ли они в положительном или отрицательном свете, может оказаться достаточно, чтобы вызвать интерес к ним и привести к прямо противоположным результатам. Информация должна соответствовать уровню развития ее получателя, его знаниям, опыту и степени риска, которому он подвергается, и должна.предоставляться по мере необходимости. Необходимо такжец принимать во внимание способность получателя информации к ее усвоению. Если человек подвергается воздействию большего количества стимулов, чем он может воспринять, он склонен изолировать себя от такой ситуации, игнорировать ее. Когда беспокойство в связи с полученной информацией достигает достаточно высокого уровня и не обеспечиваются пути его разрешения, наблюдается тенденция к отрицанию опасности. Многие люди избирательно воспринимают и верят только тому, что подтверждает их взгляды и убеждения.

Постоянно имея в виду эти общие принципы, необходимо также тщательно анализировать цели, которым должна служить информация в данной ситуации. В отношении информации как одного из средств профилактики разрушающего воздействия на здоровье употребления наркотиков современные знания позволяют предположить следующее.

Различные группы требуют различных типов и уровней информации. Профессиональные . работники, в особенности профессиональные работники здравоохранения, требуют точной информации о фармакодинамическом действии вызывающих лекарственную зависимость средств, характеристике всех типов проблем, связанных с наркотиками, в том числе о реакциях общества и лекарственной зависимости, о лечении и реабилитации наркоманов. Им также необходимы некоторые сведения о динамике распространения наркотиков, а также о системе взглядов и поведении лиц, страдающих различными типами зависимости, о роли и функции используемых ими наркотиков и путях воздействия на этих лиц.

В противоположность этому большинству родителей детей; достигших возраста, потенциально опасного с точки зрения возможности употребления наркотиков, нет необходимости располагать подробной фармакологической информацией об отдельных наркотиках. Им скорее требуется ясное понимание того: а) какйе имеются наркотики и как они действуют, б) каковы многочисленные причины их употребления, в) какие социальные факторы способствуют или тормозят такого рода, использование наркотиков и г) как важно поддерживать отношения взаимного доверия с детьми, которые должны делиться с ними и совместно с ними обдумывать свои решения относительно употребления наркотиков. Роди¬

5j6



Hosted by uCoz