Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 44   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

слишком больших количеств наркотиков и не допустить их: попадания на черный рынок. Члены Комитета пришли к. выводу, что в Иране, как с медицинской, так и с других, точек зрения, осуществляется недостаточно эффективное наблюдение за применением опиума зарегистрированными его- потребителями, что создает положение, при котором могут- возникнуть условия для попадания этого наркотика из легальных в нелегальные каналы. При рассмотрении вопроса, о проведении программы поддерживающего лечения важно,, чтобы помимо предполагаемых и действительных выгод для лиц, вовлеченных в программу, принималось во внимание ее возможное влияние на доступность наркотиков.

Программы лечения наркоманов в ряде случаев оказывают благоприятное воздействие на отдельных лиц и окружающую- их обстановку, и некоторые из их результатов описаны в- литературе. Комитет желает подчеркнуть, что программы лечения с использованием наркотических средств могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние, если не- будет уделяться должного внимания их влиянию на доступность наркотиков в районах проведения таких программ.

Нелегальная торговля наркотическими средствами связана с использованием материалов, которые могут иметь как законное, так и незаконное происхождение. Такого рода торговля не может быть полностью подчинена контролю, но в пределах возможного должны предприниматься усилия, чтобы свести ее до минимума. Это трудная задача, поскольку по обе стороны «линии борьбы» стоят человеческий интеллект и изобретательность. В нее вовлечены как международные, так и национальные и местные официальные органы и торговцы наркотиками. Согласованные действия в национальном и международном масштабах, направленные на борьбу с незаконным культивированием и производством наркотических средств и их нелегальной продажей, — одна из основных мер предупреждения возникновения проблем, связанных с немедицинским употреблением наркотиков.

3.4 Меры непосредственной помощи отдельным лицам и

небольшим группам

В целях осуществления профилактических мероприятий, имеющих целью в первую очередь охватить отдельных лиц и небольшие группы, необходимо попытаться провести различие между лицами, которые, по-видимому, подвержены наибольшему риску развития привычки к такому употреблению вызывающих зависимость средств, которое может привести .к последствиям, описанным в разделе 3.2, и теми лицами, которые не подвержены столь большому риску. Нет смысла пытаться проводить профилактические мероприятия.

44

среди лиц, которые уже подвержены некоторому риску столкнуться с такого рода трудностями. Конечно, не все люди могут быть отнесены к той или другой категории с точки .зрения степени риска, но в интересах экономии средств и юсобенно для обеспечения эффективности профилактических мер важно проводить хотя бы приблизительное различие. Методы и цели профилактической работы среди групп с высоким риском, если их удается идентифицировать, конечно, «отличаются от методов и целей работы среди лиц с небольшим риском. При организации профилактических программ также необходимо предусмотреть наличие руководящих, разрабатывающих политику, осуществляющих меры принуждения и «вспомогательных» (работники служб здравоохранения и социального обеспечения) подразделений, большинство (но не все) членов которых не должно быть подвержено сколько- нибудь значительному риску приобрести пристрастие к наркотикам.

3.4.1 Идентификация лиц, подвергающихся большому риску столкнуться с проблемами наркотиков

Каким образом могут быть определены лица, подверженные большому риску столкнуться с проблемами наркотиков, и каковы их отличительные особенности? Какую помощь социальные учреждения могут оказать в их идентификации?

а) Личностные и другие характеристики

В принципе первая проблема может решаться путем изучения отличительных особенностей лиц, которые испытывают на себе последствия злоупотребления наркотиками, а также характера употребления ими наркотиков и сравнения этих данных с отличительными особенностями и характером употребления наркотиков (если таковое имеет место) лицами, которые в данный момент не страдают от такого рода последствий (во вторую, «непроблемную» группу могут входить как лица, экспериментирующие с приемом наркотиков или употребляющие их нерегулярно, так и лица, не знакомые с ними). Затем строится рабочая гипотеза о том, что, если лица из непроблемной группы i) характеризуются некоторыми или многими чертами, как личностными, так и социальными, отличающими индивидуумов, сталкивающихся с проблемами наркотиков, и/или начинают употреблять наркотики на той же основе и и) проживают в районе, где наркотики легко доступны и их употребление распространено, они подвергаются •большому риску столкнуться с проблемами наркотиков. Такого рода группы повышенного риска представляют собой основной объект интенсивных профилактических мероприятий.

45



Hosted by uCoz