Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 41   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

и индивидуумов, которые либо связаны с лицами, употребляющими наркотики в социально неприемлемых формах, либо посещают места, где употребляются наркотики;

И) содействие установлению контактов между «оказывающим помощь персоналом», с одной стороны, и индивидуумами и группами, подверженными большому риску развития привычки к злоупотреблению наркотиками или уже употребляющими их таким образом, что это может вызвать неблагоприятные последствия — с другой стороны;

iii)    распространение знаний о наркотиках и ликвидация неправильного представления о их воздействии;

iv)    привлечение к деятельности, способствующей удовлетворению основных человеческих потребностей и исключающей употребление наркотиков (см. раздел 3.5.3);

v)    введение законодательных мер, имеющих целью пресечение немедицинского употребления наркотических средств, не устанавливая, однако, наказания за употребление наркотика per se, которое наносило бы индивидууму больший вред, чем употребляемый им наркотик;

vi)    изменение общих и непосредственных социально- культурных условий таким образом, чтобы злоупотребление вызывающими зависимость средствами (например, прием алкоголя перед вождением автомобиля, пьянство на работе и в общественных местах) вызывало активное неодобрение.

г) улучшение эмоционального состояния и социального статуса индивидуума, а также общее улучшение социальных условий, которые опосредованно могут способствовать развитию привычки к такому употреблению наркотиков, которое может привести к неблагоприятным последствиям.

3)    Снижение частоты случаев и тяжести осложнений (психических, физических, социальных и поведенческих) у лиц, вовлеченных в немедицинское употребление наркотических средств.

4)    Дальнейшее изучение причин, обусловливающих возникновение проблем, связанных с немедицинским употреблением наркотических средств, а также эффективности различных подходов и методов профилактики.

Меры, используемые для достижения вышеуказанных и связанных с ними целей, обычно имеют целью, в первую-

41

очередь: а) воздействие на индивидуума и небольшие группы, б) воздействие на их окружение ив) ограничение доступности наркотических средств. При оценке полезности определенной профилактической меры необходимо учитывать, что любая мера, направленная непосредственно на достижение одной из этих основных целей, будет иметь то или иное значение и для решения других задач в результате динамического взаимодействия между человеком, его окружением и наркотиком. Аналогично этому мера, имеющая целью помощь в достижении одной цели, может либо способствовать либо препятствовать достижению другой, в силу чего иногда даже полезный подход может привести к неблагоприятным результатам.

3.3 Меры, направленные в первую очередь на ограничение доступности наркотиков

Поскольку доступность наркотического средства является необходимым условием для его употребления и, следовательно, для возникновения любых проблем, связанных с такого рода употреблением, не удивительно, что установление законодательного контроля, направленного на исключение или ограничение доступности этого наркотика, является одним из наиболее широко используемых профилактических средств. Вещества, употребление которых выходит за пределы соответствующей медицинской практики, могут: а) производиться и направляться потребителям с разрешения закона (например, алкогольные напитки во многих странах, некоторые препараты каннабиса, разрешаемые законодательством ряда стран, и некоторые медикаменты, применяемые в медицинской практике), б) поступать из легальных в нелегальные каналы (например наркотики амфетаминного, морфинного или барбитуратного типов) или в) производиться и распределяться полностью по нелегальным каналам (например, опиум, героин и каннабис, производимые и обрабатываемые подпольно).

Меры контроля, направленные на ограничение культивирования, производства, продажи и распределения определенных наркотических средств медицинскими и научными целями и предотвращение их распространения по нелегальным каналам, устанавливаются путем введения местного и национального законодательства, а также международных правил и договоров. Это требует сотрудничества на национальном, региональном и международном уровнях между национальными учреждениями и определенными международными организациями и - органами, непосредственно занимающимися связанными с этим вопросами, т. е. Организацией Объединенных Наций, Международным советом по контролю за нар¬

42



Hosted by uCoz