с легкими повреждениями — на 28 130. Был сделан вывод, что, по-видимому, существует «мало оснований сомневаться в том, что определение в законодательном порядке допустимого уровня содержания алкоголя в крови для водителей автомашин в Великобритании по крайней мере на первых порах привело к резкому сокращению числа несчастных случаев на дорогах». Более поздние наблюдения свидетельствуют о том, что это снижение может проявить обратную тенденцию, и предполагают необходимость сбора более подробных данных в течение достаточно продолжительного периода для определения относительной эффективности такого рода программы. Основными элементами программ, направленных на снижение числа случаев транспортного травматизма в различных странах (например в Канаде, Норвегии, Швеции, Великобритании и США), являются: 1) законодательство, устанавливающее специфический максимально допустимый уровень алкоголя в крови и предусматривающее наказания для водителей автомашин в случае обнаружения у них повышенного содержания алкоголя; 2) принудительные процедуры для выявления нарушителей с помощью соответствующих методов определения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или крови; 3) разъяснительная работа среди населения. На относительную эффективность таких программ оказывают вдияние многие факторы, в том числе степень принуждения и неотвратимость наказания; люди более склонны воздерживаться от вождения автомобиля после приема спиртных напитков, если они убеждены в том, что имеется большая вероятность выявления и наказания нарушителей закона. Результаты программ, направленных на борьбу с проблемой транспортного травматизма, свидетельствуют о важности первичной профилактики для предупреждения вредных последствий употребления алкоголя. Первоочередная цель заключается не в предотвращении употребления алкоголя или управления автомобилем, а в исключении комбинации этих двух действий. Поскольку такого рода программы в целом находят поддержку у населения даже в тех странах, где к употреблению алкоголя относятся терпимо, они могут стать особенно важным фокусом правительственных мероприятий в области профилактики связанных с наркотиками проблем. До настоящего времени большинство исследований по дорожному травматизму, связанному с наркотиками, концентрировалось на вопросах употребления алкоголя. Однако 6-1533 |
психотропные средства, принимаемые в отдельности или в комбинации с алкоголем, приобретают возрастающее значё^ ние в этой связи, поскольку они употребляются все большей частью населения. Действительно, некоторые исследования свидетельствуют о том, что на долю лиц, употребляющих некоторые лекарственные средства (стимуляторы, депрессаН' ты, транквилизаторы, а также алкоголь), приходится большее число несчастных случаев, чем можно было бы ожидать, для их возрастных групп, пола и воздействия дорожных условий (расстояния, пройденного за рулем) Кроме того,, алкоголь и некоторые седативные средства обладают свойством потенцировать действие друг друга, т. е. их комбинированное воздействие является не просто аддитивным 2. Очевидно, что программы профилактики дорожного травматизма, связанного с употреблением алкоголя, являются наиболее целесообразными и должны пользоваться приоритетом в районах с развитым автотранспортом, где социальные условия способствуют употреблению алкоголя в умеренной или .значительной степени. в) Экономические последствия Экономические последствия связанных с употреблением алкоголя заболеваний для служб здравоохранения различных стран весьма значительны. Проведенные во Франции, Канаде, Финляндии и США исследования показывают, что в общем числе госпитализированных больных* доля пациентов с.- заболеваниями, связанными с употреблением алкоголя, колеблется в пределах 10—15%* В одной стране более 40%. всех расходов на службы здравоохранения приходится на лечение заболеваний, связанных с употреблением алкоголя,, и около 50% всех больничных коек занято пациентами, страдающими такого рода заболеваниями3. Важно отметить,, что эти цифры не отражают влияние таких факторов, как расходы на решение; проблем, связанных с употреблением алкоголя, по различным программам в области социального обеспечения, экономические потери в промышленности из-за отсутствия на работе или производственного травматизма и потери в связи с несчастными случаями на дорогах с последующим^ травматизмом и смертью; все эти потери, как известно, значительны. Например, исследования в Канаде и США показали, что алкоголь является важным причинным фактором примерно в 50% случаев дорожного травматдзма со> 1 Smart, R. G., Schmidt, W. a. Bateman, К. (1969) /. Safety Res., 1 (2), 67-73. * 2 Kieholz, P., Goldberg, L., Obersteg, J. I., Poldinger, W., Ramseyer, A. a. Schmid, P. (1969) Dtsch. med. Wschr., 94, 301—306. 3 Bresard, M. (1969) Rev. Alcool., 15, 81—96. 82 |