Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 81   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

с легкими повреждениями — на 28 130. Был сделан вывод, что, по-видимому, существует «мало оснований сомневаться в том, что определение в законодательном порядке допустимого уровня содержания алкоголя в крови для водителей автомашин в Великобритании по крайней мере на первых порах привело к резкому сокращению числа несчастных случаев на дорогах». Более поздние наблюдения свидетельствуют о том, что это снижение может проявить обратную тенденцию, и предполагают необходимость сбора более подробных данных в течение достаточно продолжительного периода для определения относительной эффективности такого рода программы.

Основными элементами программ, направленных на снижение числа случаев транспортного травматизма в различных странах (например в Канаде, Норвегии, Швеции, Великобритании и США), являются:

1)    законодательство, устанавливающее специфический максимально допустимый уровень алкоголя в крови и предусматривающее наказания для водителей автомашин в случае обнаружения у них повышенного содержания алкоголя;

2)    принудительные процедуры для выявления нарушителей с помощью соответствующих методов определения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или крови;

3)    разъяснительная работа среди населения.

На относительную эффективность таких программ оказывают вдияние многие факторы, в том числе степень принуждения и неотвратимость наказания; люди более склонны воздерживаться от вождения автомобиля после приема спиртных напитков, если они убеждены в том, что имеется большая вероятность выявления и наказания нарушителей закона. Результаты программ, направленных на борьбу с проблемой транспортного травматизма, свидетельствуют о важности первичной профилактики для предупреждения вредных последствий употребления алкоголя. Первоочередная цель заключается не в предотвращении употребления алкоголя или управления автомобилем, а в исключении комбинации этих двух действий. Поскольку такого рода программы в целом находят поддержку у населения даже в тех странах, где к употреблению алкоголя относятся терпимо, они могут стать особенно важным фокусом правительственных мероприятий в области профилактики связанных с наркотиками проблем.

До настоящего времени большинство исследований по дорожному травматизму, связанному с наркотиками, концентрировалось на вопросах употребления алкоголя. Однако

6-1533

психотропные средства, принимаемые в отдельности или в комбинации с алкоголем, приобретают возрастающее значё^ ние в этой связи, поскольку они употребляются все большей частью населения. Действительно, некоторые исследования свидетельствуют о том, что на долю лиц, употребляющих некоторые лекарственные средства (стимуляторы, депрессаН' ты, транквилизаторы, а также алкоголь), приходится большее число несчастных случаев, чем можно было бы ожидать, для их возрастных групп, пола и воздействия дорожных условий (расстояния, пройденного за рулем) Кроме того,, алкоголь и некоторые седативные средства обладают свойством потенцировать действие друг друга, т. е. их комбинированное воздействие является не просто аддитивным 2.

Очевидно, что программы профилактики дорожного травматизма, связанного с употреблением алкоголя, являются наиболее целесообразными и должны пользоваться приоритетом в районах с развитым автотранспортом, где социальные условия способствуют употреблению алкоголя в умеренной или .значительной степени.

в) Экономические последствия

Экономические последствия связанных с употреблением алкоголя заболеваний для служб здравоохранения различных стран весьма значительны. Проведенные во Франции, Канаде, Финляндии и США исследования показывают, что в общем числе госпитализированных больных* доля пациентов с.- заболеваниями, связанными с употреблением алкоголя, колеблется в пределах 10—15%* В одной стране более 40%. всех расходов на службы здравоохранения приходится на лечение заболеваний, связанных с употреблением алкоголя,, и около 50% всех больничных коек занято пациентами, страдающими такого рода заболеваниями3. Важно отметить,, что эти цифры не отражают влияние таких факторов, как расходы на решение; проблем, связанных с употреблением алкоголя, по различным программам в области социального обеспечения, экономические потери в промышленности из-за отсутствия на работе или производственного травматизма и потери в связи с несчастными случаями на дорогах с последующим^ травматизмом и смертью; все эти потери, как известно, значительны. Например, исследования в Канаде и США показали, что алкоголь является важным причинным фактором примерно в 50% случаев дорожного травматдзма со>

1    Smart, R. G., Schmidt, W. a. Bateman, К. (1969) /. Safety Res., 1 (2), 67-73.    *

2    Kieholz, P., Goldberg, L., Obersteg, J. I., Poldinger, W., Ramseyer, A. a. Schmid, P. (1969) Dtsch. med. Wschr., 94, 301—306.

3    Bresard, M. (1969) Rev. Alcool., 15, 81—96.

82



Hosted by uCoz