Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 39   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

поведения (например, чрезмерная пассивность или агрессивность, проявления социально неприемлемого, отклоняющегося от принятых норм поведения); в) последствия, связанные с некоторыми реакциями общества на социально неприемлемое поведение (например, всеобщее осуждение, остракизм и тюремное заключение) и г) другие осложнения (например, инфекция в результате употребления контаминированных наркотиков или шприцев, травмы, полученные в состоянии интоксикации или спутанности сознания; реакции со стороны органов, такие, как бронхит в результате курения каннабиса и табака, цирроз печени, а также гастриты и неврологические расстройства, связанные с употреблением алкоголя; недостаточность питания на почве употребления ряда наркотиков в случаях зависимости. К числу проблем, возникающих перед обществом в связи с распространением злоупотребления наркотиками, относятся людские и экономические потери в результате: а) преступного и других форм асоциального поведения, б) увеличения расходов на службы здравоохранения, социального обеспечения, исправительные учреждения и осуществление мер принуждения, в) потери в результате неучастия лиц, употребляющих наркотики, в экономической, научной и культурной деятельности *.

Общая цель профилактики, упомянутая в начале этого раздела, носит настолько всеобъемлющий характер, что трудно представить себе возможные конкретные подходы к ■ее реализации. По этой причине необходимо выделить ряд более ограниченных и специфических целей и задач. Четкое определение таких специфических целей, по возможности в количественных терминах, поможет также в выборе критериев для оценки эффективности применяемых подходов н методов.

Упомянутая ранее общая цель может быть подразделена на следующие конкретные задачи. Конечно, к их числу могут быть добавлены некоторые еще более конкретизированные цели.

1) Ограничение доступности отдельных вызывающих зависимость средств (см. раздел 3.3):

а) контроль за разрешаемыми законом культивированием, производством, распределением и употреблением определенных средств (режим контроля и границы доступности для медицинских и научных целей или для другого разрешаемого законом использования могут варьировать

1 McGlothin, W. Н., Tabbush, V. С., Chambers, С. D., a. Kay, J. (1972) Alternative aprroaches to opiate addiction control: costs, benefits and potential, Washington, D. C., United States Department of Justice, Bureau of Narcotics and Dangerous Drugs (Final Report, BNDD Contract .Yg-J-70-33; mimeographed document).

39

в зависимости от типа, к которому относятся эти средства; например, для опиатов устанавливается иной режим контроля, чем для алкогольных напитков);

б) пресечение незаконного культивирования, производства, распределения и употребления определенных средств (интенсивность и характер мер принуждения могут широко варьировать в зависимости от типа этих средств и географического района).

2) Воздействие на население с целью изменить его отношение к наркотическим средствам, снизить интерес к ним и сократить спрос на эти средства (см. разделы 3.4 и 3.5):

а)    содействие организации коммунальных программ и других мероприятий, которые являли бы собой приемлемую альтернативу употреблению наркотиков;

б)    разъяснительная работа среди представителей общественности и других лиц, не подверженных большому риску приобрести привычку к такому употреблению наркотиков, которое может повлечь за собой личные или социальные проблемы 1 (например, среди работников судебных органов и органов охраны общественного порядка, персонала служб здравооохранения и социального обеспечения, учителей, работников законодательных и административных органов и, когда необходимо, среди населения в целом); такие лица должны иметь правильное представление о взаимодействии человек—вызывающее зависимость средство и вытекающих отсюда проблемах взаимоотношений между личностью и обществом, а также о распространенности и тяжести последствий для индивидуума и общества, связанных с немедицинским употреблением алкоголя и других подобных средств, в зависимости от частоты и характера их употребления, а также от принимаемых, количеств;

в)    изменение интересов и взглядов лиц, подверженных большому риску развития привычки к такому употреблению наркотических средств, которое может привести к возникновению личных и социальных проблем, с тем /чтобы уменьшить вероятность такого рода употребления:

i) идентификация групп высокого риска, например некоторых групп переселенцев, лиц, поставленных в неблагоприятные условия, эмоциональные или социальные, и/или лиц с неустойчивой эмоциональной сферой

1 Признается, что отдельные индив'иДуумы в этой группе уже употребляют или подвержены' большому риску приобрести привычку к такому употреблению наркотиков, которое часто влечет за собой неблагоприятные последствия.

40



Hosted by uCoz