среди лиц, которые уже подвержены некоторому риску столкнуться с такого рода трудностями. Конечно, не все люди могут быть отнесены к той или другой категории с точки .зрения степени риска, но в интересах экономии средств и юсобенно для обеспечения эффективности профилактических мер важно проводить хотя бы приблизительное различие. Методы и цели профилактической работы среди групп с высоким риском, если их удается идентифицировать, конечно, «отличаются от методов и целей работы среди лиц с небольшим риском. При организации профилактических программ также необходимо предусмотреть наличие руководящих, разрабатывающих политику, осуществляющих меры принуждения и «вспомогательных» (работники служб здравоохранения и социального обеспечения) подразделений, большинство (но не все) членов которых не должно быть подвержено сколько- нибудь значительному риску приобрести пристрастие к наркотикам. 3.4.1 Идентификация лиц, подвергающихся большому риску столкнуться с проблемами наркотиков Каким образом могут быть определены лица, подверженные большому риску столкнуться с проблемами наркотиков, и каковы их отличительные особенности? Какую помощь социальные учреждения могут оказать в их идентификации? а) Личностные и другие характеристики В принципе первая проблема может решаться путем изучения отличительных особенностей лиц, которые испытывают на себе последствия злоупотребления наркотиками, а также характера употребления ими наркотиков и сравнения этих данных с отличительными особенностями и характером употребления наркотиков (если таковое имеет место) лицами, которые в данный момент не страдают от такого рода последствий (во вторую, «непроблемную» группу могут входить как лица, экспериментирующие с приемом наркотиков или употребляющие их нерегулярно, так и лица, не знакомые с ними). Затем строится рабочая гипотеза о том, что, если лица из непроблемной группы i) характеризуются некоторыми или многими чертами, как личностными, так и социальными, отличающими индивидуумов, сталкивающихся с проблемами наркотиков, и/или начинают употреблять наркотики на той же основе и и) проживают в районе, где наркотики легко доступны и их употребление распространено, они подвергаются •большому риску столкнуться с проблемами наркотиков. Такого рода группы повышенного риска представляют собой основной объект интенсивных профилактических мероприятий. 45 |
К сожалению, имеется все еще мала, конкретных данных относительно специфических характеристик употребляющих наркотики Лиц в проблемных группах по сравнению с потребителями наркотиков, не относящимся к таким группам. В этих условиях необходимо исходить из предпосылки, что чем больше то или иное лицо вовлечено в употребление наркотиков, тем больше вероятность возникновения связанных с наркотиками проблем. Следующим логическим шагом, таким образом, является определение того, какие отличительные черты в действительности характеризуют вовлечение в употребление наркотиков в настоящем или в будущем. Существуют данные относительно того, что такие критерии, как мятежность/послушание, академическая успеваемость, курение сигарет и отношение к их курению «дают существенные основания предполагать, какие из не употребляющих наркотики лиц станут их употреблять, и какие нет. Те же самые переменные дают существенные основания прогнозировать будущую степень вовлеченности в употребление наркотйков теми, кто станет их принимать» 1. К ^ислу других характеристик, которые являются очень важными показателями возможности употребления наркотиков в настоящем или в будущем (хотя это употребление и не обязательно может быть связано с возникновением проб- лем), относятся: i) доступность наркотиков, и) контакты с лицами, употребляющими их2, и iii) предшествующий опыт употребления некоторых вызывающих зависимость средств, например, табака и алкоголя К Было показано, что существует ряд характеристик, которые в той или иной степени связаны с регулярным употреблением йаркотиков в одной или более группах. Приблизительно они могут быть отнесены к трем категориям: 1. Отставание в развитии. Это означает, что индивидуум в какой-то степени отстал от своих сверстников в прохождении (в рамках семьи, школы или общества в целом) одного* или более этапов, которые, по мнению общества, в котором он живет, й в соответствии с существующими представлениями он должен был преодолеть по мере перехода от детского возраста к взрослому, от детства к зрелости. Каждое общество имеет собственные представления о целях каждого этапа развития и критерии определения прогресса и каждое создает почву для социального, интеллектуального и профессионального развития. Важное значение в этом процессе имеет обретение собственной индивидуальности, накопление поло¬ 1 Smith G. М. (1-973) Statement on the antecedents of teenage drug use before the Committee on Problems of Drug Dependence, National Academy of Sciences/National Research Council (USA), 21—23 May 1973 ' 2 Kandel D. (1973) Science, 181, 1067—1070. 46 |