Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 90   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

'способствовать последовательному планированию и проведению программ: а) определение характера ситуации, т. е. определение специфических проблем, возникновение которых необходимо предупредить или масштабы которых должны быть сокращены в данном районе; б) планирование; в) осуществление планированной деятельности^ г) сбор необходимых для оценки программы данных; д). оценка этих данных; и е) усовершенствование программы с целью удовлетворения изменяющихся потребностей, упразднения неэффективных или дающих обратный результат мероприятий, выполнения первоочередных задач и проверки новых методов.

Определение ситуации требует четкой идентификации природы или характера предстоящих задач, прежде чем начнется разработка планов этого наступления. Четкое представление о характере проблем до начала планирования иди начала профилактической деятельности имеет более важное значение, чем оценка их масштабов. Характер проблемы в большой степени определяет и характер ответной реакции. Масштаб проблемы в первую очередь позволяет судить о масштабах и интенсивности ответной реакции, а не о характере,этой реакции. В разделе 3.5.1 обсуждаются некоторые аспекты этой первой функции.

Существует ряд принципов планирования программ, применение которых облегчит дальнейшие совместные действия К

1. Необходимо, чтобы как в планировании, так и в осуществлении программ в этой области, участвовали представители различных дисциплин и работники различных организаций.

’2. Реалистическое планирование требует сотрудничества и участия: а) лиц, хорошо знакомых с традициями, обычаями и ресурсами страны или района, в котором должна осуществляться программа, б) лиц, знакомых со специфическими проблемами здравоохранения и социальными проблемами, связанными с употреблением наркотиков2, а также с различными способами их профилактики и борьбы с ними, и в) лиц, которые несут или должны нести основную ответственность за руководство программой.

3. Специфические задачи, как и широкие цели, должны по возможности формулироваться в количественных терминах

1    Cameron, D. С. (1971) WHO Chronicle, 25, 9—10; Hilleboe, Н. Е. & Schaefer, М. (1967) - Papers and bibliography on community health planning, Albany, N. Y., Graduate School of Public Affiairs, State University of New York at Albany.

2    Включая, если возможно, лиц, 'непосредственно испытавших на себе последствия употребления вызывающих зависимость средств.

90

■•{см. 3.2); должны быть установлены очередность и сроки получения ближайших и перспективных результатов.

4.    Должны быть определены критерии и другие количественные показатели для последующей оценки степени успеха в достижении каждой цели.

5.    Широкомасштабные программы должны основываться на научно обоснованных предпосылках. Там, где такого рода предпосылки отсутствуют, предложенный метод или подход должен быть сначала использован на экспериментальной основе и применяться в более широких масштабах только после того, как будет подтверждена его ценность. Если такая экспериментальная проверка невозможна (например из-за недостатка времени или трудностей с организацией контроля), широкомасштабная программа должна проводиться только в том случае, если она основывается на рабочих гипотезах, разделяемых компетентными лицами (см. пункт 2 выше), представляющими по крайней мере 3 или 4 различных специальности.

6.    Необходимо предусмотреть развертывание деятельности в нужной последовательности, например, в отношении: а) масштабов программы (от ограниченных к более широким или к охвату дополнительных целевых групп, географических районов или типов наркотиков); б) подготовки персонала (необходимый персонал должен быть обучен до начала осуществления дополнительных видов деятельности) и

в) обеспечения наличия консультативных, лечебных и других служб до начала мероприятий по выявлению случаев лекарственной зависимости.

Очевидно, проведение профилактических мероприятий, направленных в первую очередь на ограничение доступности наркотиков, потребует участия других специалистов, организаций и учреждений, а не тех, которые участвуют в осуществлении профилактических мер, касающихся главным образом отдельных лиц и малых групп или окружающей среды. Проведение совместных мероприятий будет значительно облегчено, если представители общественности, которые должны непосредственно участвовать в профилактической программе, и другие лица, которые способны повлиять на формирование социально-культурных условий, будут иметь возможность ознакомиться с целями программы, методами ее осуществления, а также с ее предпосылками до развертывания основных мероприятий; короче говоря, необходимо стремиться к созданию в возможно более широких масштабах атмосферы взаимопонимания и общей «философии».

91



Hosted by uCoz