ченных и специфических условиях. Простого многократного повторения информации о неизвестных вопросах, независимо от того, представляются, ли они в положительном или отрицательном свете, может оказаться достаточно, чтобы вызвать интерес к ним и привести к прямо противоположным результатам. Информация должна соответствовать уровню развития ее получателя, его знаниям, опыту и степени риска, которому он подвергается, и должна.предоставляться по мере необходимости. Необходимо такжец принимать во внимание способность получателя информации к ее усвоению. Если человек подвергается воздействию большего количества стимулов, чем он может воспринять, он склонен изолировать себя от такой ситуации, игнорировать ее. Когда беспокойство в связи с полученной информацией достигает достаточно высокого уровня и не обеспечиваются пути его разрешения, наблюдается тенденция к отрицанию опасности. Многие люди избирательно воспринимают и верят только тому, что подтверждает их взгляды и убеждения. Постоянно имея в виду эти общие принципы, необходимо также тщательно анализировать цели, которым должна служить информация в данной ситуации. В отношении информации как одного из средств профилактики разрушающего воздействия на здоровье употребления наркотиков современные знания позволяют предположить следующее. Различные группы требуют различных типов и уровней информации. Профессиональные . работники, в особенности профессиональные работники здравоохранения, требуют точной информации о фармакодинамическом действии вызывающих лекарственную зависимость средств, характеристике всех типов проблем, связанных с наркотиками, в том числе о реакциях общества и лекарственной зависимости, о лечении и реабилитации наркоманов. Им также необходимы некоторые сведения о динамике распространения наркотиков, а также о системе взглядов и поведении лиц, страдающих различными типами зависимости, о роли и функции используемых ими наркотиков и путях воздействия на этих лиц. В противоположность этому большинству родителей детей; достигших возраста, потенциально опасного с точки зрения возможности употребления наркотиков, нет необходимости располагать подробной фармакологической информацией об отдельных наркотиках. Им скорее требуется ясное понимание того: а) какйе имеются наркотики и как они действуют, б) каковы многочисленные причины их употребления, в) какие социальные факторы способствуют или тормозят такого рода, использование наркотиков и г) как важно поддерживать отношения взаимного доверия с детьми, которые должны делиться с ними и совместно с ними обдумывать свои решения относительно употребления наркотиков. Роди¬ 5j6 |
телям необходимо понимать, что молодой человек может обдумывать вопрос об использовании наркотиков или применять их в силу ряда причин и что различные причины употребления наркотиков требуют различной реакции с их стороны. Они должны понимать, что «пристрастие к наркотику и его употребление, ,,странное“, как кажется окружающим, и „непохожее на нашего ребенка“, как думают родители, тем не менее, очень похоже на него и находится в соответствии с его социальным, психическим и физическим состоянием. Если это ,,не устраивает1* его, он прекратит употребление наркотика; в противном случае мы должны предположить, что употребление им наркотика служит удовлетворению разнообразных функций на многих уровнях» К Если необходимо вмешаться, то это должно быть сделано с учетом тех функций, которые характерны для этого лица. Информация, сообщаемая молодежи и более взрослым людям, чтобы воздействовать на их отношение к наркотикам, помешать им приобрести привычку к их употреблению в будущем или, возможно, отказаться от их приема в настоящее время, не должна противоречить основным данным фармакологии и носить достоверный характер, совпадая с действительным опытом лиц, прибегающих к употреблению наркотиков. Она также должна быть адаптирована к уровню психического и социального развития данного индивидуума, характеру и степени риска, которому он подвергается, а также к тому значению и функциям, которые он и его товарищи связывают с употреблением наркотиков. Действительным или потенциальным наркоманам не обязательно обладать исчерпывающей информацией о возможном фармакологическом воздействии специфических наркотиков. Что же касается группы, которая превыше всего ставит опасность и риск, то чем более опасным, если верить сообщениям, фармакологическим действием обладает наркотик, тем более притягательным он может казаться ее членам. Ввиду сложности задачи содействия самым разнообразным группам в приобретении знаний о наркотиках и связанных с их употреблением проблемах — знаний, которые отвечали бы их запросам, интересам, а также существующему уровню развития науки и сообщались бы с учетом мировоззренческих и поведенческих различий, — по-видимому, вряд ли можно ожидать, что односторонняя информация (информационные программы), распространяемая через массовые средства, принесет большую пользу. С другой стороны, информация, подготовленная специально для данной целевой группы (например, для учителей или врачей) и доведенная 1 Blum, R. Н. a. Associates (1969) Drugs II. Students and drugs, San Francisco, Jossey-Bass, p. 379. 57 |