Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 96   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

дый из его трех элементов; имеются в виду: а) проблема, которую предстоит решать, и связанные с ней конкретные задачи; б) метод, обеспечивающий достижение поставленной цели, и в) критерии для определения степени изменения первоначального состояния проблемы.

Что касается элемента (а), то расплывчатая, недифференцированная формулировка цели, такая, как «прекращение злоупотребления наркотиками», была бы неадекватной. Цели должны формулироваться в возможно более точных и поддающихся количественному определению терминах, например:

1)    помочь учителям начальных школ в районе А получить правильное представление о воздействии личностных и социально-культурных факторов на употребление наркотиков подростками в этом раойне}; или

2)    снизить показатели заболеваемости и смертности в результате употребления различным образом фальсифицированных «уличных» наркотиков в районе Б.

Аналогичным образом описание метода вмешательства в широких, расплывчатых терминах, например программа «информации и санитарного просвещения с использованием средств массовой информации», не поможет проведению оценки результатов. Необходима конкретная рабочая формулировка методов, которые будут использованы. Например, в применении к гипотетическим ситуациям, описанным выше в пунктах (1) и (2), адекватной формулировкой метода вмешательства могла бы быть следующая:

1)    десять 2-часовых семинаров по рассматриваемому вопросу для учителей начальных школ района А, проводимых с недельными интервалами д-ром X, с использованием специально подготовленных учебных материалов; или

2)    немедленное предупреждение наркоманов в районе Б во всех случаях обнаружения опасных фальсифицированных препаратов среди «уличных» наркотиков, захваченных или периодически покупаемых в целях контроля.

Аналогичные принципы применимы к формулировке элемента (в) — критериев для определения характера и степени изменения первоначального состояния проблемы. Недостаточно полагаться на впечатления, например, лица, являющегося инициатрром «программы .'информации и санитарного просвещения» относительно состояния проблемы «злоупотребления» наркотиками. Феноменологические и функциональные критерии,:используемые для определения-.степени изменения;

должны быть специфичны, четко определены и носить по возможности количественный характер. Например, степень изменения можно было бы определять:

1)    путем проверки знаний о наркотиках участников семинара в районе А до и после проведения этого семинара с использованием стандартных тестов; или

2)    путем выяснения и сравнения данных о госпитализации в районе Б лиц с осложнениями, связанными с употреблением фальсифицированных «уличных» наркотиков, до и после введения практики выпуска «предупреждений о фальсификации».

Вероятность получения сопоставимых оценочных данных об эффективности а) различных профилактических методов, используемых в рамках данной программы или в данном районе, или б) одних и тех же или других методов, используемых в рамках различных программ или в различных районах, будет возрастать в зависимости от того, с какой мерой точности и конкретности сформулированы все те же три элемента, а также от того, в какой мере они были стандартизованы и согласованы до проведения оценки. Такого рода стандартизация, конечно, будет способствовать сопоставимости как результатов самих программ, так и результатов их оценки.

В качестве показателей, позволяющих судить о характере и масштабах связанных с наркотиками проблем наркомании на данном этапе, так и об их изменении во времени могут быть использованы данные двух типов: а) уже имеющиеся данные, которые обычно собираются для целей, не обязательно связанных с контролем за употреблением наркотиков (например, демографические данные, данные служб здравоохранения и социального обеспечения и полицейских служб), и б) новые данные, специально собираемые для получения ответа на вопросы, связанные с употреблением наркотиков. Однако многочисленные организации, занимающиеся сбором и регистрацией данных первого типа, используют’ многообразные определения и методы, и эта тенденций: несомненно будет сохраняться, поскольку такого рода данные используются для совершенно различных целей и деятельности. Для того чтобы получить некоторое представление о том, что могут представлять собой эти различные данные, необходимо не только знать кое-что об используемых определениях и методах сбора информации, но и учитывать важные события, которые могут влиять на эти данные (например, показатели арестов по определенному виду нарушений могут снижаться или возрастать в зависимости ,как от изменений в политике

7—1533

97



Hosted by uCoz