Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 92   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

К числу организаций и учреждений, которые могут вне^ сти наибольший вклад в совместные мероприятия, относятся службы здравоохранения и социальные службы, а также- учреждения просвещения (как официальные, так и неофициальные), судебно-политические и законодательные органы. Они существуют почти при всех общественных формациях. Во многих странах для этого также должны использоваться специальные молодежные организации. Нельзя пренебрегать- также сотрудничеством экономистов, социологов, этнографов, профсоюзных лидеров и служителей церкви.

Функция оценки специально рассматривается в разделе' 3.8. Здесь только отмечается, что для получения объективной оценки программ в число осуществляющих ее людей должны входить лица, которые не только знакомы с методами оценки и типом подвергающейся оценке профилактической деятельности, но и не участвуют непосредственно в осуществлении' оцениваемой программы.

3.7.2 Средства содействия совместным мероприятиям

Прежде всего необходимо провести различие между родственной деятельностью, осуществляемой путем сотрудничества или даже интеграции, с одной стороны, и координацией или даже действительным слиянием организационных структур — с другой. Последнее является лишь одним из возможных методов содействия обеспечению координированного и гармоничного обслуживания; однако координация не всегда действует в этом направлении, и даже когда это так, обычно требуется еще больше усилий для обеспечения успеха. Во всяком случае маловероятно, что правительственные организации и учреждения, не говоря уже об организациях добровольных, будут стремиться действовать в первую очередь именно в этой области.

Совместная деятельность должна фокусироваться на проведении в жизнь определенных мер, направленных в первую, очередь на достижение специфических целей. К числу таких возможных мер относятся: а) различные действия или политика, имеющие целью профилактику употребления наркотиков, ведущего к возникновению проблем!; б) профилактические и другие средства сокращения масштабов и серьезности проблем, с которыми сталкиваются лица, уже приобщившиеся к употреблению наркотиков (например, лечение и реабилитация наркоманов и пресечение незаконной торговли наркотиками); и в) вся связанная с наркотиками и близко относящаяся к ним деятельность в таких областях, как санитарное просвещение, здравоохранение и социальное обеспечение. Цели могут быть определены: а) по отношению к географическому или политико-административному району

92

(например, в масштабе страны, округа, района, участка), <б) по отношению к определенным лицам (представителям общественных органов, членам определенных профессиональных групп, индивидуумам и группам, подверженным высокому риску вовлечения в такое употребление наркотиков, которое связано с возникновением различного рода проблем)' и

в) с учетом доступности или распространения определенного наркотика (например, алкоголя или другого местного наркотика по сравнению с другими наркотиками, употребление которых в данном обществе не принято).

Возникает также вопрос о том, как наилучшим образом координировать новые виды деятельности с традиционной деятельностью в области профилактики. Методы выхода на места, «контакта» и другие методы раннего выявления случаев наркомании наряду с организацией помощи попавшим в беду людям в разрешении личных проблем являются иллюстрацией такого рода новых подходов. Поскольку многие противопоставляющие себя обществу лица неохотно обращаются за помощью в учреждения «истэблишмента», ассоции- рущиеся в их представлении с господствующей культурой, некоторые виды обслуживания должны обеспечиваться в нетрадиционной форме. Это может делаться даже в тех случаях, когда новый вид обслуживания частично или полностью осуществляется имеющимися учреждениями здравоохранения или социального обеспечения. «Новые» и «более старые» службы должны дополнять друг друга и действовать совместно и гармонично. Сомнительно, чтобы та или иная из них могла бы успешно выполнять свои функции, если бы они были полностью интегрированы с самого начала. Однако вполне допустимо, что более полная интеграция, если она окажется желательной, может быть осуществлена на более позднем этапе.

Используется ряд методов содействия согласованию действий отдельных сотрудничающих организаций, непосредственно ответственных за осуществление программы. К их числу относятся следующие.

1) Создание тщательно подобранных советов, временных или постоянных комитетов на различных уровнях общественной структуры для оказания помощи в сборе данных и в планировании и осуществлении программ, например:

а) представительных консультативных органов, занимающихся техническими аспектами программы;

. б) представительных консультативных органов, занимающихся в первую очередь улучшением общественных связей в рамках программы;

в) координирующих органов (особенно межучрежденчес- кого характера), занимающихся «увязыванием» мероприя-

93



Hosted by uCoz