правоприменительных органов, так и от изменений в частоте правонарушений). Обычно уже имеющиеся данные более полезны как показатели тенденций, существующих в данном районе, чем как показатели для проведения сравнения ситуации в различных районах и особенно, в различных странах. Хотя нельзя ожидать, что усилия' правительств и других организаций в области сбора данных могут быть направлены в первую очередь на удовлетворение потребностей в области борьбы с употреблением наркотиков, определенную пользу могут принести попытки способствовать: а) улучшению ведения отчетности и б) унификации определения терминов и концепций, используемых как в связи с проблемами наркотиков, так и с другими проблемами, требующими совместных усилий. Эти термины и концепции относятся к связанным с употреблением наркотиков заболеваниям и расстройствам, смерти, нетрудоспособности, правонарушениям, дорожным происшествиям, а. также к различным службам. Единство мнений относительно значения терминов и характера методов, используемых при сборе такого рода данных, обычно достигается без особых затруднений, когда несколько исследователей совместно разрабатывают новую программу, сотрудничества. Однако термины, используемые различными группами исследователей, не обязательно будут совпадать. Как отмечалось ранее, сопоставимость результатов программ можно повысить за счет использования стандартизованных терминов и концепций. Следует отметить, что методы сбора данных не обязательно должны быть сложными, чтобы обеспечить получение полезной информации. Оценка .программы 1 может включить изучение ситуации до и после ее осуществления; при этом наблюдения по ряду параметров проводятся до выработки новой политики или процедуры и повторяются через обусловленные интервалы после, ее введения. Оценка также может проводиться в связи с «экспериментами в естественных условиях», когда расхождения могут изучаться в сопоставлении с результатами мероприятий, проведенных в двух или более районах или странах. Когда возможно, желательно провести и дать оценку контролируемым полевым испытаниям, в ходе которых создаются «опытные» и, «контрольные» группы и первые затем подвергаются лечению. После окончания лечения проводится сравнение между двумя группами. Как отмечается в разделе 3.7.1, лица, которые знакомы с методами оценки и типом оцениваемой профилактической деятельности, но которые непосредственно не связаны с осуществлением рассматриваемой программы, играют важную роль в выполнении объективной оценки программ в данной ■1Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, № 526, с. 38—39 (раздел 4.4). |
области. Кроме того, они должны участвовать в разработке общих планов и конкретных мероприятий, что будет способствовать эффективной оценке результатов. 3.8.2 У совершенствование программ профилактики Возвращаясь к вопросу о том, каким образом можно улучшить профилактические программы и как обеспечить такого рода обслуживание за счет минимальных затрат людских и финансовых ресурсов, Комитет отметил, что реализация этих целей включает по крайней мере три элемента: 1) широкое использование принципов и функций, рассмотренных в разделе 3.7.1; 2) выполнение в возможно более широких пределах сравнительных оценок рентабельности и экономической эффективности с учетом не только затрат людских и финансовых ресурсов, но и характера и количества полученных положительных результатов, и 3) приобретение новых знаний в области этиологии проблем, связанных с употреблением наркотиков, и разработка усовершенствованных методов осуществления профилактической деятельности на всех уровнях. Первые два элемента обсуждались в предшествующих разделах. Остается подчеркнуть, что в дополнение к анализу рентабельности и экономической эффективности существует необходимость проведения исследований по этиологии, которые могут позволить сформулировать более эффективные профилактические программы. Рядом групп экспертов ВОЗ 1 были сформулированы рекомендации относительно очередности решения проблем, а также стратегия научных исследований в этих областях. Некоторые из них говорили о необходимости изучения патогенеза употребления наркотиков и связанных с этим последствий, особенно проведения перспективных (когортных) исследований 2. Поскольку это предполагает наблюдение за большими группами населения в течение длительного времени, такого рода исследования обходятся дорого и дают результаты не сразу. В тех случаях, когда это возможно, для 1 См. например: Wld Hlth Org. techn. Rep. Ser., 1957, No. 131, pp. 11 — 12 (section 6); 1966, No. 343, pp. 13—14 (Annex 1); No. 363, pp. 39—41 (section 4); 1971, No. 478, pp. 34—38 (sections 5 and 6); 1973, No. 516, pp. 43— 45 (section 6.3); 1973; No. 526, pp. 31—37 ( sections 5 and 6). 2 Серия техн. докл. ВОЗ, 1974, № 526, с. 36—37 (разделы 4.3.3. и 4.3.4). 99 |