и гармонично рядом органов и учреждений) связаны большие трудности во многих областях; это в особенности относится к попыткам профилактики или другого решения проблем, связанных с наркотиками. Характер и масштабы такого рода проблем неодинаковы в различных районах и изменяются с течением времени. Кроме того, как показали исследования, не существует «единой» причины возникновения этих проблем или поведения, связанного с употреблением наркотиков, которое обусловливает различные фармакологические, личностные факторы и факторы окружающей среды (социально-культурные и экономические). Существует много различных точек зрения на взаимозависимость и относительное значение этих факторов; эти точки зрения в свою очередь формируются под влиянием различных социально-куль- .турных систем и систем личных ценностей, а также результатов научных исследований. Из-за этого разнообразия взглядов в работе по профилактике последствий злоупотребления наркотиками должны принимать активное участие самые различные официальные и добровольные организации и учреждения *, а также представители различных профессий2. Несмотря на это разнообразие, а может быть, именно из-за него, важно, чтобы среди участников этой деятельности существовало общее согласие относительно ее целей и задач и полное понимание используемых методов и подходов. Без такого понимания и согласия предпринимаемые меры, вероятнее всего, будут противоречивыми, путаными, неэффективными или даже дадут обратный результат, т. е. усугубят проблемы, которые они должны были бы смягчить. 3.7.1 Необходимые функции В целях содействия совместным мероприятиям, во-первых, необходимо широко определить функции и деятельность, которые должны быть приведены в соответствие. Средства, соответствующие одному виду деятельности или функции, могут оказаться менее подходящими для других, а различные группы и лица могут быть вовлечены в осуществление различных функций. Для осуществления гибкой и динамичной профилактической системы необходимы следующие функции, которые будут 1 Например, те, деятельность которых связана с образованием, социальным обеспечением, здравоохранением, промышленным развитием, вопросами труда, законодательством, средствами массовой информации, а также религиозные учреждения, судебно-исполнительные органы, службы реабилитации, молодежные организации и т. д. 2 Например, специалисты по биостатистике, 'клинической фармакологии, клинической психологии, служители церкви, этнографы, экономисты, эпидемиологи, журналисты, врачи, юристы, педагоги, социологи, работники органов здравоохранения и социального обеспечения. 89 |
'способствовать последовательному планированию и проведению программ: а) определение характера ситуации, т. е. определение специфических проблем, возникновение которых необходимо предупредить или масштабы которых должны быть сокращены в данном районе; б) планирование; в) осуществление планированной деятельности^ г) сбор необходимых для оценки программы данных; д). оценка этих данных; и е) усовершенствование программы с целью удовлетворения изменяющихся потребностей, упразднения неэффективных или дающих обратный результат мероприятий, выполнения первоочередных задач и проверки новых методов. Определение ситуации требует четкой идентификации природы или характера предстоящих задач, прежде чем начнется разработка планов этого наступления. Четкое представление о характере проблем до начала планирования иди начала профилактической деятельности имеет более важное значение, чем оценка их масштабов. Характер проблемы в большой степени определяет и характер ответной реакции. Масштаб проблемы в первую очередь позволяет судить о масштабах и интенсивности ответной реакции, а не о характере,этой реакции. В разделе 3.5.1 обсуждаются некоторые аспекты этой первой функции. Существует ряд принципов планирования программ, применение которых облегчит дальнейшие совместные действия К 1. Необходимо, чтобы как в планировании, так и в осуществлении программ в этой области, участвовали представители различных дисциплин и работники различных организаций. ’2. Реалистическое планирование требует сотрудничества и участия: а) лиц, хорошо знакомых с традициями, обычаями и ресурсами страны или района, в котором должна осуществляться программа, б) лиц, знакомых со специфическими проблемами здравоохранения и социальными проблемами, связанными с употреблением наркотиков2, а также с различными способами их профилактики и борьбы с ними, и в) лиц, которые несут или должны нести основную ответственность за руководство программой. 3. Специфические задачи, как и широкие цели, должны по возможности формулироваться в количественных терминах 1 Cameron, D. С. (1971) WHO Chronicle, 25, 9—10; Hilleboe, Н. Е. & Schaefer, М. (1967) - Papers and bibliography on community health planning, Albany, N. Y., Graduate School of Public Affiairs, State University of New York at Albany. 2 Включая, если возможно, лиц, 'непосредственно испытавших на себе последствия употребления вызывающих зависимость средств. 90 |