ТАБЛИЦА 4. ИЗБЫТОЧНАЯ СМЕРТНОСТЬ В ВЫБОРОЧНЫХ ГРУППАХ ЛИЦ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ЧРЕЗМЕРНО БОЛЬШИЕ КОЛИЧЕСТВА АЛКОГОЛЯ* Число случаев смерти фактичес¬ кое Исследователь Выборка факти- ожидае- _ ческое мое ожидаемое
* de Lint. J. (1974) The epidemiology of, alcoholism ... In: Kessel, N. et al., ed., Alcoholism: A medical profile. Proceedings of the First International Medical Conference on Alcoholism, London, 10—14 September 1973, London, B. Edsall. травматизма. Также было продемонстрировано, что некоторые профилактические меры, направленные на уменьшение числа несчастных случаев, связанных с употреблением алкоголя, являются весьма эффективными. Например, в опубликованном в Великобритании докладе 1 отмечается, что число дорожных происшествий резко уменьшилось после принятия нового закона, устанавливающего допустимый уровень алкоголя в крови и обязывающего водителей автомашин в определенных обстоятельствах проходить тест на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. В абсолютных цифрах в течение первого года действия закона число погибших в результате дорожных происшествий сократилось на 1152, число лиц, получивших тяжелые травмы, — на 11 177 и число лиц 1 The Road Safety Act, 1967, and. its effect on Road Accidents in the United Kingdom, Ministry of Transport, London, reported .in Alkohol und Verkehrssickerheit, Konferenzbericht der 5. Internationalen Konferenz iiber Alkohol und Verkehrssicherheit, Freiburg im Breisgau, 22—21 Semptember 1969, section IV, pp. 8a. 10. 80 |
с легкими повреждениями — на 28 130. Был сделан вывод, что, по-видимому, существует «мало оснований сомневаться в том, что определение в законодательном порядке допустимого уровня содержания алкоголя в крови для водителей автомашин в Великобритании по крайней мере на первых порах привело к резкому сокращению числа несчастных случаев на дорогах». Более поздние наблюдения свидетельствуют о том, что это снижение может проявить обратную тенденцию, и предполагают необходимость сбора более подробных данных в течение достаточно продолжительного периода для определения относительной эффективности такого рода программы. Основными элементами программ, направленных на снижение числа случаев транспортного травматизма в различных странах (например в Канаде, Норвегии, Швеции, Великобритании и США), являются: 1) законодательство, устанавливающее специфический максимально допустимый уровень алкоголя в крови и предусматривающее наказания для водителей автомашин в случае обнаружения у них повышенного содержания алкоголя; 2) принудительные процедуры для выявления нарушителей с помощью соответствующих методов определения содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе или крови; 3) разъяснительная работа среди населения. На относительную эффективность таких программ оказывают вдияние многие факторы, в том числе степень принуждения и неотвратимость наказания; люди более склонны воздерживаться от вождения автомобиля после приема спиртных напитков, если они убеждены в том, что имеется большая вероятность выявления и наказания нарушителей закона. Результаты программ, направленных на борьбу с проблемой транспортного травматизма, свидетельствуют о важности первичной профилактики для предупреждения вредных последствий употребления алкоголя. Первоочередная цель заключается не в предотвращении употребления алкоголя или управления автомобилем, а в исключении комбинации этих двух действий. Поскольку такого рода программы в целом находят поддержку у населения даже в тех странах, где к употреблению алкоголя относятся терпимо, они могут стать особенно важным фокусом правительственных мероприятий в области профилактики связанных с наркотиками проблем. До настоящего времени большинство исследований по дорожному травматизму, связанному с наркотиками, концентрировалось на вопросах употребления алкоголя. Однако 6-1533 |