Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 85   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

ков лицами с уже развившейся зависимостью от алкоголя или теми, кто имеет устоявшуюся привычку время от времени употреблять алкогольные напитки, не испытывая вредных последствий, связанных с этой привычкой. Однако можно не сомневаться в том, что реклама во многих странах может значительно способствовать развитию интереса к спиртным напиткам, а также в целом создать более терпимое отношение к их употреблению (см. раздел 3.5.2 б). Все это вряд ли может способствовать успеху осуществляемой официальными учреждениями (например, службами здравоохранения и дорожного контроля) деятельности по борьбе с употреблением спиртных напитков. В пределах возможного платная реклама таких напитков должна быть ограничена или запрещена.

3.6.4    Уровень принятия

Степень, в которой правительство может использовать меры борьбы с употреблением алкоголя, например налогообложение, с целью оказания помощи в профилактике связанных с этим последствий для здоровья и социальных последствий, частично определяется преобладающим отношением к алкоголю (или «уровнем его принятия») в данной стране. Например, в странах с «высоким уровнем принятия» употребление спиртных напитков имеет тенденцию приобретать характер повседневной привычки. Часто отсутствует достаточно ясное понимание опасностей, связанных с хроническим употреблением значительных количеств алкоголя; во многих случаях регулярное употребление относительно больших доз спиртных напитков рассматривается как нормальное и «достойное мужчины» поведение. В таких странах отсутствует или осуществляется лишь незначительный законодательный контроль, если не считать плату за лицензию на торговлю алкоголем и низкие налоги на него, и там обычно отмечается высокий уровень потребления алкоголя и широко распространены связанные с этим проблемы. В противоположность этому в странах с «низким уровнем принятия» может преобладать тенденция в сторону введения «сухого» закона и широко распространено понимание того, что значительное употребле- ни алкоголя связано с опасностью для здоровья. Там существует большое число законодательных ограничений и уровень налогообложения обычно высок. Такие страны обычно характеризуются относительно низким уровнем употребления алкоголя и не сталкиваются с большим числом проблем здравоохранения и социальных проблем, связанных с ним.

3.6.5    Цены и покупательная способность

Из всех рассмотренных профилактических подходов ценообразование, регулируемое налогообложением или другими

85

средствами, оказывается одним из наиболее эффективных инструментов, находящихся в руках многих правительств, в области контроля за средним потреблением алкоголя на душу населения и тем самым в области контроля за масштабами и серьезностью связанных с употреблением алкоголя последствий для здоровья населения и социальных последствий. Однако нельзя ожидать, что цены оказывают достаточно эффективное воздействие на состояние .проблем, связанных с употреблением алкоголя; они не могут повлиять и на характер употребления алкогольных напитков всеми их потребителями.

Необходимо учитывать не абсолютную стоимость алкогольных напитков, а их относительную стоимость, т. е. среднюю стоимость данного количества алкоголя, выраженную в виде части среднего свободного дохода. Проведенные в Канаде исследования показали, что относительная стоимость тесно связана с показателями потребления алкоголя и некоторыми проблемами здравоохранения. Всякий раз, когда относительная стоимость алкогольных напитков оказывалась высокой, потребление алкоголя и смертность от цирроза печени были низкими и наоборот. Как указывалось выше, из приведенных в табл. 3 (с. 78) данных нельзя сделать вывод о том, было ли связано увеличение показателя смертности от цирроза печени в первую очередь с устойчивым возрастанием употребления алкоголя на душу населения или с некоторыми другими изменяющимися с течением времени факторами. Однако можно проследить, значительную отрицательную корреляцию между относительной стоимостью и уровнем потребления . алкоголя, если исключить из табл. 2 и 3 временной ф.актор. Нет примеров того, что при высокой относительной стоимости алкогольных напитков относительно увеличивается и распространенность проблем, связанных с употреблением алкоголя (см. табл. 2 и 3 и рисунок ).

Из-за тесной взаимосвязи между «уровнем принятия» в стране и целесообразностью введения правительственной «политики относительных цен» в целях охраны здоровья,. по- видимому, потребовались бы энергичные меры для обеспечения общественной поддержки такого рода политики, особенно в странах с «высоким уровнем принятия» К Необходимо

1 В 'некоторых случаях .представляется целесообразным рассматривать взаимосвязь между абсолютной стоимостью и уровнем потребления или взаимосвязь между средним свободным доходом м потреблением, чем сосредоточиваться исключительно на относительной стоимости алкогольных напитков в связи с потреблением. Например, когда свободный доход очень мал или очень высок, .существенное увеличение цен может быть связано с менее значительными колебаниями потребления, чем когда уровень дохода менее полярен по отношению к ним. Кроме того, хорошо устоявшийся местный характер употребления алкогольных -напитков (вид напитка, обстоятельства употребления) может быть в меньшей степени затронут изменениями в их стоимости и/или доходах.

86



Hosted by uCoz