«Часто высказывается мнение, что в борьбе с лекарственной зависимостью можно ограничиться проведением простых программ по санитарному просвещению, имеющих целью распространение информации о вызывающих зависимость средствах. Однако, данных подтверждающих это мнение, нет, а есть много оснований считать его сомнительным»1. Информация сама по себе, какой бы точной, правдоподобной и релевантной она ни была, не будет воздействовать на поведение людей, если они не смогут увязать ее со своим собственным опытом, восприятиями, чувствами, мироощущением и образом жизни. Этого можно добиться с помощью многочисленных и разнообразных методов, начиная от метода дискуссионных групп и кончая методом публичных диспутов. Какой бы метод ни использовался, он должен быть адаптирован к представлениям, а также к социальным, этническим и культурным характеристикам конкретной группы. Информация о наркотиках не должна сообщаться большим или даже небольшим группам слушателей без предоставления возможности желающим обсудить со знающим специалистом тот или иной вопрос в достаточно небольшой по составу группе, обеспечивающей возможность эффективного двустороннего обмена мнениями. В этой связи и был принят подход с позиций санитарного просвещения. б) Программы санитарного просвещения Ранее было отмечено, что санитарное просвещение часто, но совершенно необоснованно приравнивается к информации, и поскольку «традиционные» попытки изменить поведение с помощью плохо продуманных и неэффективно осуществленных программ информации привели к разочарованию, оба этих вида деятельности стали непопулярными. Санитарное просвещение является двусторонним процессом, в котором приобретение знаний и серьезного отношения к жизни более важно, чем накопление фактов. Этот процесс не ограничен классной комнатой. Он основывается на том, что лица, которым адресована программа, должны активно участвовать в ее осуществлении, оценке и модификации. Этот процесс имеет целью усовершенствование навыка принятия решений, сообщение правильных представлений и их претворение в жизнь, а также развитие способности справляться с трудными ситуациями. Санитарное просвещение связано с проблемами роста и развития, и деятельность в этой области должна строиться с учетом уровня развития, социаль- но-культурных характеристик и интересов тех лиц, среди которых она проводится. При этом нельзя игнорировать со¬ 1 Серия техн. докл. ВОЗ, 1972, № 460, с. 43 (раздел 3.4.2). 59 |
ответствующую информацию: санитарное просвещение не может проводиться в вакууме и информация составляет его основу. Программы санитарного просвещения по наркотикам, имеющие целью посредством изменения интересов и взглядов уменьшить возможность возникновения проблем, связанных с наркотиками, среди лиц, уже употребляющих их или подвергающихся большой опасности развития привычки к их употреблению, не должны ограничиваться разъяснением биохимических и фармакологических свойств определенных наркотиков. Вместо этого такие программы должны затрагивать индивидуальные потребности и проблемы участников и учитывать социально-культурные и другие факторы, связанные с проблемами, относящимися к употреблению наркотиков. Такие программы санитарного просвещения могут осуществляться как в школах, так и вне их и имеют одинаково важное значение для взрослых и подростков. То, где программы должны выполняться, кем они будут планироваться и осуществляться, определяется целями этих программ, а также характеристиками и потребностями их объектов. Используемые в них методы также должны быть выбраны с учетом их целей и особенностей их объектов. Эффективность программ санитарного просвещения по наркотикам пока не подвергалась серьезной оценке. Та предварительная оценка, которая была проведена, свидетельствует о сокращении распространения некоторых форм поведения, связанных с использованием наркотиков, и в ряде случаев об одновременном ему сокращении или прекращении использования наркотиков. Санитарное просвещение не обеспечивает немедленного эффекта; его нельзя уподобить инъекции. Однако санитарное просвещение по наркотикам, если оно использует имеющиеся знания о процессе обучения, мотивации, росте и развитии, передаче информации, различных аномалиях поведения, а также знания из области истории культуры, может принести желаемые результаты. Необходимо проверить и оценить его эффективность в различных условиях и в применении к различным объектам, хотя трудно предположить, что оно окажет одинаково благоприятное воздействие на поведение всех тех, кому оно адресовано, особенно если иметь в виду тех, кто уже страдает лекарственной зависимостью (вторичная профилактика). 3.5 Меры, непосредственно направленные на изменение окружающей среды Неблагоприятные социально-экономические и другие условия окружающей среды, хотя они часто обусловливают упо- требление наркотиков, не являются ни обязательными, ни достаточными для того, чтобы привести к такому использо¬ 60 |