Возможность участвовать в интересной деятельности наряду с другими лицами, имеющими аналогичные интересы, — первый шаг на пути создания группы. 3.4.3 Роль программ информации и санитарного просвещения Как указано в разделе 3.2, важная цель профилактики — помочь определенным группам представителей общественности и работников вспомогательных служб составить правильное представление о взаимосвязях «человек—наркотик» и «человек—общество», а также о частоте и тяжести последствий для личности и общества, связанных с немедицинским использованием различных наркотиков, употребляемых различными способами. Направленная на достижение этой цели деятельность в области информации и санитарного просвещения может в первую очередь адресоваться отдельным лит цам и небольшим группам. Такого рода деятельность также помогает бороться с неведением и неправильным представлением о воздействии наркотиков среди лиц, подверженных высокому риску приобрести привычку к такому употреблению наркотиков, которое может повлечь за собой возникновение лекарственной зависимости. Деятельность в области как информации, так и санитарного просвещения должна играть важную роль в деле профилактики разрушительного использования наркотика и/или сокращения немедицинского использования активно действующих на психику лекарственных средств. Однако нельзя ставить знак равенства между информацией и санитарным просвещением. Каждый из этих видов деятельности является рычагом, который должен с пониманием и мастерски использоваться для тщательно сформулированных целей и в отношении точно определенных групп. Непопулярность этих видов деятельности — в основном результат неправильного представления о них и их неправильного использования. В 1972 г. ЮНЕСКО провела совещание по вопросам санитарного просвещения с целью предупреждения злоупотребления наркотиками в наиболее развитых странах. Наряду с другими в докладе делался следующий вывод. «Необходимо внести ясность в определение, основные концепции, и исходные положения в области санитарного просвещения по вопросам наркотиков, отличающие его от информации о наркотиках. 'Информация о наркотиках — это форма сообщения, которая лишь передает фактические сведения или служит целям познания. Это довольно ограниченный процесс, основными элементами которого является обычно сообщение сведений о самих наркотиках и их (вредном) воздействии 54 |
на людей наряду со сведениями, касающимися специфического законодательства по контролю ^за наркотиками и других форм социального контроля. С другой стороны, санитарное просвещение по вопросам наркотиков — это широкий круг совместных мероприятий, относящихся к области обучения и накопления опыта с целью оптимизации условий для умственного, эмоционального, психического и физического развития молодежи» К Вкратце, информационная деятельность предусматривает главным образом поток информации, идущий в одном направлении от ее распространителя к предполагаемому получателю. Обычно получатель не имеет возможности ставить вопросы, вносить ясность в сказанное, выражать свою собственную заинтересованность или озабоченность или разрешать какие-либо сомнения, возникшие в связи с полученной информацией. Деятельность же по санитарному просвещению обеспечивает возможности для двустороннего обмена информацией, познания и разрешения эмоциональных проблем. Конечно, помимо вышеупомянутого процесса обучения имеется много ситуаций, в которых имеет место двусторонний обмен информацией, познание и разрешение эмоциональных проблем, даже если это не является в такой ситуации первоочередной задачей (например, некоторые групповые дискуссии и конференции или психотерапия). а) Программы информации Результаты научных исследований в области социальных наук очень хорошо документировали методы и способы эффективного сообщения информации и убеждения. Эти методы основываются на исключительно тонком анализе значения и функции поведения, которое должно быть модифицировано или развито; они тщательно адаптированы к мировоззрению и образу жизни конкретных групп и не имеют явной и прямой связи с теми специфическими формами поведения, на которые предполагается воздействовать. Для того чтобы любая поступающая информация была эффективной, она должна быть точной и правдоподобной. Источник информации получает оценку как с точки зрения его осведомленности, так и надежности. Полезно, если сообщающее информацию лицо пользуется симпатией лиц, которых он информирует, и воспринимается ими как человек, разделяющий или по крайней мере понимающий их взгляды. Методы «запугивания» эффективны только в очень ограни- 1 United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (1973) Report of Meeting on Education in More-Developed Countries to Prevent Drug Abuse, Paris, 11—20, December 1972 (Document ED/MD/26), p. 8. 55 |