Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов. № 551. Комитет экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости. Двадцатый доклад. Женева, 1975 г.

В начало   <<<     Страница 54   >>>    1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110 

Возможность участвовать в интересной деятельности наряду с другими лицами, имеющими аналогичные интересы, — первый шаг на пути создания группы.

3.4.3 Роль программ информации и санитарного просвещения

Как указано в разделе 3.2, важная цель профилактики — помочь определенным группам представителей общественности и работников вспомогательных служб составить правильное представление о взаимосвязях «человек—наркотик» и «человек—общество», а также о частоте и тяжести последствий для личности и общества, связанных с немедицинским использованием различных наркотиков, употребляемых различными способами. Направленная на достижение этой цели деятельность в области информации и санитарного просвещения может в первую очередь адресоваться отдельным лит цам и небольшим группам. Такого рода деятельность также помогает бороться с неведением и неправильным представлением о воздействии наркотиков среди лиц, подверженных высокому риску приобрести привычку к такому употреблению наркотиков, которое может повлечь за собой возникновение лекарственной зависимости.

Деятельность в области как информации, так и санитарного просвещения должна играть важную роль в деле профилактики разрушительного использования наркотика и/или сокращения немедицинского использования активно действующих на психику лекарственных средств. Однако нельзя ставить знак равенства между информацией и санитарным просвещением. Каждый из этих видов деятельности является рычагом, который должен с пониманием и мастерски использоваться для тщательно сформулированных целей и в отношении точно определенных групп. Непопулярность этих видов деятельности — в основном результат неправильного представления о них и их неправильного использования.

В 1972 г. ЮНЕСКО провела совещание по вопросам санитарного просвещения с целью предупреждения злоупотребления наркотиками в наиболее развитых странах. Наряду с другими в докладе делался следующий вывод.

«Необходимо внести ясность в определение, основные концепции, и исходные положения в области санитарного просвещения по вопросам наркотиков, отличающие его от информации о наркотиках.

'Информация о наркотиках — это форма сообщения, которая лишь передает фактические сведения или служит целям познания. Это довольно ограниченный процесс, основными элементами которого является обычно сообщение сведений о самих наркотиках и их (вредном) воздействии

54

на людей наряду со сведениями, касающимися специфического законодательства по контролю ^за наркотиками и других форм социального контроля. С другой стороны, санитарное просвещение по вопросам наркотиков — это широкий круг совместных мероприятий, относящихся к области обучения и накопления опыта с целью оптимизации условий для умственного, эмоционального, психического и физического развития молодежи» К

Вкратце, информационная деятельность предусматривает главным образом поток информации, идущий в одном направлении от ее распространителя к предполагаемому получателю. Обычно получатель не имеет возможности ставить вопросы, вносить ясность в сказанное, выражать свою собственную заинтересованность или озабоченность или разрешать какие-либо сомнения, возникшие в связи с полученной информацией. Деятельность же по санитарному просвещению обеспечивает возможности для двустороннего обмена информацией, познания и разрешения эмоциональных проблем. Конечно, помимо вышеупомянутого процесса обучения имеется много ситуаций, в которых имеет место двусторонний обмен информацией, познание и разрешение эмоциональных проблем, даже если это не является в такой ситуации первоочередной задачей (например, некоторые групповые дискуссии и конференции или психотерапия).

а) Программы информации

Результаты научных исследований в области социальных наук очень хорошо документировали методы и способы эффективного сообщения информации и убеждения. Эти методы основываются на исключительно тонком анализе значения и функции поведения, которое должно быть модифицировано или развито; они тщательно адаптированы к мировоззрению и образу жизни конкретных групп и не имеют явной и прямой связи с теми специфическими формами поведения, на которые предполагается воздействовать.

Для того чтобы любая поступающая информация была эффективной, она должна быть точной и правдоподобной. Источник информации получает оценку как с точки зрения его осведомленности, так и надежности. Полезно, если сообщающее информацию лицо пользуется симпатией лиц, которых он информирует, и воспринимается ими как человек, разделяющий или по крайней мере понимающий их взгляды. Методы «запугивания» эффективны только в очень ограни-

1 United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (1973) Report of Meeting on Education in More-Developed Countries to Prevent Drug Abuse, Paris, 11—20, December 1972 (Document ED/MD/26), p. 8.

55



Hosted by uCoz